О снах в метро и печалях жителей Земли
С 29 августа по 28 сентября в Малой Галерее Мыстецкого Арсенала будет проходить выставка двоих друзей - Юрия Пикуля и Никиты Наслимова. Молодые киевские художники живут и работают в соседних мастерских на Подоле. «Для печальных жителей Земли» - такое грустное и трогательное название получил совместный проект Пикуля и Наслимова.
Художники живут в Киеве с самого рождения и намотали в столичном метро, троллейбусах и прочих видах общественного транспорта далеко не одну тысячу километров. Но, в отличие от рядовых пассажиров, предпочитающих во время поездки фокусироваться на собственных мыслях и проблемах, Пикуль с Наслимовым обращают пристальное внимание на окружающую их действительность, какой бы унылой она порой ни была.
Чтобы быть в нашей стране наблюдателем, нужно обладать определенной храбростью. Да, возможно, все это еще как-то можно терпеть, сидя в уютной квартире в окружении красивых вещей и угодных нам людей. Но суровая реальность внешнего мира складывается далеко не из радужных картин. Особенно отчетливо эта реальность подступает к нам в общественном транспорте, когда мы чувствуем дурной запах нищего, видим угрюмое лицо кондукторши, слышим громкий разговор бестолковых девиц, с которыми, хоть и недолго, приходится делить тесное пространство старой маршрутки…
Уткнуть нос в газету, телефон порой проще и приятней, чем скользить глазами по складкам и одутловатостям уставших лиц на сидениях напротив. Поддерживать в себе жизнерадостность еще сложнее. Поэтому единственным выходом для многих становится внутренняя эмиграция. В уши – беспечную музыку, глаза – в яркий глянец, что вокруг – дело каждого, нынче каждый сам за себя, всем и без того непросто. Улыбка трактуется как признак слабоумия, от заговорившего незнакомца шарахаются, как от прокаженного. На то много причин, и кухонные споры о том, кто виноват и что делать, так же бесконечны и бессмысленны, как тупая тоска в глазах пассажиров нашего метрополитена.
Да, мы все это понимаем, и, тем не менее, каждый день снова и снова спускаемся на эскалаторе, втискиваемся в переполненный вагон, мечтая о машине, теплом острове с пальмами – любом виде кокона, который уберег бы нас от этого странного и страшного мира. И какое же это невероятное счастье, после сотни серых и унылых лиц встретиться с парой понимающих глаз и увидеть хоть одну искреннюю улыбку!
Анна Васык О вас не так просто найти информацию, а особенно «из первых рук». Вы не любите публичность?
Никита Наслимов На самом деле, мы не прячемся, просто мы действительно не очень публичные люди. И на светских тусовках почти не бываем.
Юрий Пикуль Я живу по принципу - чем больше говоришь, тем меньше делаешь. И если что-то очень громко заявляешь, то потом на это сам и напарываешься. Поэтому я не очень люблю распыляться и болтать. Но для журнала об искусстве с радостью сделаю исключение.
- В большинстве случаев вашу живопись трактуют как социально-направленную. Хотя, как по мне, изображенные проблемы одиночества, поиска себя, существования человека в городе характеризуют ваши работы не как социальные, а, скорей, как антропологичные. Так о чем в первую очередь картины: об обществе или все же о человеке? Стоит ли вводить разграничения подобного рода?
Ю.П. Стоит, конечно. Для меня это очень важно. Моя живопись – не социально-критический проект, я не занимаюсь социальной критикой. Мои картины о людях. И, конечно же, я рассказываю, в первую очередь, о себе.
На одной из работ, которые будут показаны на выставке «Для печальных жителей Земли», бросаются в глаза женщины-работницы, которых я изображаю. Если отстраниться и посмотреть на происходящее со стороны, то поток людей, транспорта движется как лавина, как смазанная река. А эти женщины – они статичны, и за счет этого становятся очень заметными. У них, как правило, очень грустные лица. Ну и вообще, человек в форме – это очень колоритный образ…
Наверное, если говорить честно, то моя живопись в большей степени повествует о моем одиночестве через образы других людей, на которых смотришь и видишь свое отражение. Физически ты не сидишь в будке как они, но фактически ты находишься в точно такой же будке.
Н.Н. Я тоже замечаю, что мои картины очень четко отображают мое состояние. В работах, представленных в рамках «ДПЖЗ» я задался целью запечатлеть особое состояние, в которое погружаешься в нашем метрополитене. Мне нравится метро, тусклый свет, старые сидения, люди. Я ловлю момент и хочу его сохранить. Я люблю фотографировать спящих людей, потому что, когда человек спит, он не притворяется, он такой, какой он есть.
- Отождествляете ли вы себя с людьми, которых изображаете? Осознаете ли вы себя частью этого удрученного общества?
Ю.П. Я чувствую, что я часть этого общества, часть этой массы, с которой я сливаюсь, хоть и не по своей воле. Но с другой стороны, я наблюдаю за ним со стороны, постоянно анализирую. Ведь мы себя познаем, в первую очередь, через других. Потому что все мы похожи, у всех одинаковые проблемы, человеческая природа у всех одна и никуда ее не выбросишь. Как ни крути, от остальных не оторвешься, и особо себя выделять как художника, как богему не очень хорошо. Но все-таки какую-то дистанцию я соблюдаю. У меня есть потребность не вовлекаться в социальные процессы, в разного рода движения - общественные, политические. Мне больше нравится быть наблюдателем и размышлять над тем, что происходит вокруг.
- Во многих своих работах, и в рамках данной выставки, и в предыдущих, таких как, например, «НеоСССР» в галерее 8bit, вы активно используете символы ушедшей советской эпохи: все эти кассеты, люки, матрасы. Почему вы им так симпатизируете, возвращаетесь к ним снова и снова в своей живописи?
Н.Н. Что касается выставки «НеоСССР», то просто на тот момент Сергей Кузнецов предложил нам отдать дань старым вещам, которые выходят из употребления. Мы нарисовали картины специально для этой выставки. А в целом мы не работаем постоянно в этом жанре.
Ю.П. Это, конечно, великая эпоха, она нас коснулась во времена нашего детства. И много людей, которые тогда жили и творили, повлияли на нас. В нашей жизни до сих пор остается много всего советского, и пресловутый советский менталитет будет еще долго выветриваться. Поэтому использование советских символов неизбежно, мы их выбираем не целенаправленно, они как-то сами проскакивают.
- Выставка называется «Для печальных жителей Земли». Вы, правда, считаете, что все мы - грустные и несчастные? Или все-таки не все?
Ю.П. Счастье - это ощущение, оно имеет место здесь и сейчас. И порой счастье накрывает нас от каких-то мелочей. Взял, например, флейту, выдул какой-то звук и что-то получилось хорошее… А если что-то не получается, не стоит отчаиваться, надо спокойно продолжать дальше. В любом деле важна вера. Очень хорошо, когда получается верить в себя. Потому как человек всегда находит то, что ищет. И если человек будет искать поводы быть несчастным – он найдет их миллион. А если будет искать поводы найти счастье, тоже их найдет.
Несчастным быть просто, потому что это снимает с тебя ответственность. Все, что в нас есть хорошего и плохого – это полностью наша заслуга и нет людей или обстоятельств, которые в этом виноваты. Счастье пробуждается вопреки обстоятельствам, а не благодаря им. Мне кажется, что мир очень справедлив.
Н.Н. Мне чаще всего встречаются грустные и нейтральные люди, веселых я пока не видел. Каждый понемногу счастлив и несчастен. Внешнее состояние зависит от того, что происходит внутри. Хотя наши люди очень любят прятаться в своем несчастье.
Ю.П. Единственная веселая составляющая нашего нового проекта – это колорит. Цвет на моих картинах противоречит сюжетам, я пытался достичь какой-то доли жизнерадостности, получить живой, насыщенный цвет.
Н.Н. Каждый видит все по-разному. На нашей выставке будет представлена одна картина, на ней изображен мужчина, который держится за голову, а у его ног находится кулек.
- Что, между прочим, в кульке?
Н.Н. В кульке куча проблем (смеется). Наш друг назвал эту картину «Кулек проблем», отлично, кстати, назвал. Кто-то воспринимает эту работу как шутку, многие смеются над ней. Но у меня тоже было много проблем, когда я ее рисовал.
- Какую вы сами преследуете цель – вызвать улыбку или грусть? Какая реакция зрителя для вас предпочтительней?
Н.Н. Мы не ставили перед собой никаких целей. Мы хотели создать некую атмосферу, а люди пускай сами решают, как им реагировать на увиденное.
Ю.П. Я хочу влиять на людей и нести какой-то посыл, он сам по себе образовывается. Я просто живу, нахожусь в каких-то состояниях. И сюжеты, моих работ тождественны этим состояниям. Это все происходит на интуитивном уровне.
- Что снится этим людям в метро?
Ю.П. Это только они знают (смеется), наверное, им снится лучшая жизнь.
Н.Н. Это, кстати, хорошая идея, будить людей в транспорте и спрашивать, что же им только что снилось...
- Может, это город делает людей несчастными? Вы бы хотели уехать из города?
Ю.П. Мне вообще город не очень нравится. Если бы у меня была возможность жить за городом, я бы так и жил. Мне очень хорошо в селе, с этим у меня нет никаких проблем, сельские люди мне нравятся, я вообще в деревне себя лучше чувствую. Правда, я там подолгу не жил. Может быть, поэтому такая жизнь для меня сейчас и притягательна, ведь она имеет привкус недосягаемой экзотики.
Н.Н. Я бы не смог долгое время жить в деревне. Я привык к городу, привык к его суете, у меня есть определенная зависимость от людей.
- А обитателям больших городов можно помочь стать счастливыми?
Н.Н. Можно помогать человеку, если он этого хочет, когда он сам что-то делает для того, чтобы помочь себе. Не стоит воображать себя мессией. Для начала нужно начать решать свои собственные проблемы.
Ю.П. Не знаю. Спасать других, не имея возможности. Терпя крушение собственного корабля, давать другим советы, как им выплывать. В человеке есть совесть, именно она подсказывает, где ему нужно действовать, а где действовать не стоит. Есть люди, которым мы обязаны помогать, родители, например. Дать им то, что они хотят - уже большое достижение. И даже это непросто, хотя это всего лишь два человека, причем самых близких. Что уж говорить об остальных.
- Как вы воспринимаете выставку «Для печальных жителей Земли», что она для вас означает?
Ю.П. Мне хочется выставляться там, где обычные люди, которые ходят по улице, могут зайти и посмотреть мои картины. Потому что есть такие галереи, которые работают только как лавочка, как посредник между художником и клиентурой – мне такое малоинтересно. В Малой Галерее Арсенала мне хочется выставиться потому, что она находится в центре города, где люди просто гуляют, она нигде не спрятана, и для меня это очень важно.
Хочется делать такое искусство, которое будет понятно без пояснений, без дополнительных текстов. Для меня картина состоит из содержания, мне не интересна абстракция, мне важен сюжет, который в лоб, который предельно ясен, и именно он задает настроение. Если это грустное лицо, то вам, конечно, тоже станет грустно. С другой стороны, сам цвет в живописи для меня – это музыка. Ее можно понимать, можно слышать или не слышать.
Н.Н. Приходя на выставку, человек общается сам с собой. Наши работы –очень простые, понятные, в них нет какого-то скрытого смысла. Мы просто делаем картину, которой можно «любоваться». Есть в ней какая-то информация, есть настроение, которое определенным образом передается через эту работу зрителю. Так что пускай человек впитывает информацию, получает ту силу, которую дал художник картине. Любые пояснения будут излишними.
Ю.П. Я чувствую большую нехватку в единомышленниках, которые бы искали в том, же направлении, что и я, и имели бы примерно такое же мироощущение. Поэтому для меня очень важно выставиться. Каждый раз для меня это возможность найти таких же, как я. Выставка – это посыл в общество, запуск сигнала большому количеству людей, для меня это, в первую очередь, метод поиска понимания.
Анна Васык