Антон Логов: «У каждого свой огород и свой концептуальный заборчик»

31 июля состоялась встреча-дискуссия руководителя и преподавателя School of visual communication Наталии Синепуповой и художника Антона Логова, на которой они поделились своими впечатлениями о поездке и атмосфере одной из самых известных площадок мирового искусства — Венецианской Биеннале. Антон Логов рассказал ART UKRAINE о своём восприятии современных арт-процессов.

 

Антон Логов

 

В последнее время Вы много путешествуете: пленер в Польше, АртВильнюс, Биеннале современного искусства в Венеции. Какие Ваши впечатления о этих событиях?

 

От АртВильнюса ожидал намного большего, но всё на уровне ярмарки. Длительность события — всего три дня, что связано с затратами на аренду большой выставочной площади и маленьким количеством спонсоров.

 

Это коммерческое мероприятие: продаются работы, съезжаются галереи. Ярмарочное понимание затмило всё. В этом году было пристальное внимание к Украине, а она не была представлена цельно. Все галереи были раскиданы в разных местах, всё разноплановое, не было общей экспозиции.

 

Единственный проект, который был отдельно представлен, — это «Лабиринт» художника из Вильнюса Даинуса Лишкевичи (Dainius Liškeviči). Мне он понравился тем, что объединил формы архитектуры, скульптуры, инсталляции и жанры личной коллекции с музейной ретроспективой. Внутри большого квадратного пространства было 16 абсолютно черных «комнат» с предметами искусства, фотографиями, оригинальным музыкальным сопровождением.

 

Все остальные проекты довольно мелкие, хотя потенциал чувствуется.

 

Часть «Лабиринта». Фото с сайта художника

 

На АртВильнюсе две победы одержали украинцы: «Лучшая иностранная галерея» и «Лучшая инсталяция» — работа «Сибирь» Никиты Шаленного.

 

Да, это, конечно, радует. Но все конкурсы — это не об искусстве. Да, выбрали, но со временем  вспоминается не это. В целом, для истории искусства это неважно. Мы же не знаем, участвовал ли Пикассо в конкурсах. И кто вообще участвовал? Скажите, кто в каком году что выиграл? Хотя многие были награждены государственными премиями. Если тебя помнят, это важно. Важна также работа со временем, с накоплением человеческой памяти. Уорхол не мог жить во времена Леонардо да Винчи. Художникам нужно думать о взаимодействии с контекстом и пространством.

 

На АртВильнюсе Вы создали огромную инсталляцию, о которой на официальном сайте ярмарки написали: «работа, которая привлекала наибольшее внимание коллекционеров — скульптура впечатляющих размеров “Балтийские Палеты”, созданная из палетов латвийским художником Антоном Логовым». У Вас нет сентиментальных привязанностей к своим работам, которые недолговечны и будут разрушенны?

 

Для меня это абсолютно безболезненно. Русский куратор и искусствовед Ольга Свиблова рассказывала, что была на какой-то крупной выставке и видела сумасшедшую инсталляцию, в которую вложили уйму денег, времени и человеческой работы. А длительность жизни инсталляции была только неделя. Там почти не было людей. И опять же вопрос: зачем все эти затраты и идеи, которые развиты на уровне фильма – продуман сценарий, сделан сумасшедший объём работы? Когда Ольга пообщалась с художником, то поняла, что ему нужна реализация этой работы как саморазвитие и развитее тех нескольких, которые увидят его работу. Это вклад в развитие общего процесса. Ну, а насчет латвийского художника и названия работы – «опечатка» масс-медиа, конечно.

 

Антон Логов. Инсталляция «Another Times» (ARTVILNIUS15)

 

А какие Ваши впечатления от Венецианской Биеннале?

 

Биеннале — это разнообразие художественных приемов и подходов. Это пример того, как страны и институции вкладывают деньги в искусство, чтобы создать собственный позитивный имидж. Где-то эти «инвестиции» уместны, где-то — нет. Присутствует некоторая общая нарочитость, показуха и спектакулярность, в которой теряется само искусство. Биеннале постепенно превращается в олимпиаду. Это одновременно и Колизей, и политическое действие.


WalLead Beshty

 

Мне кажутся неуместными все конкурсные программы, которые касаются искусства. Я считаю, что это даже мешает процессу. Мне изначально казалось, что искусство – это самостоятельное и самоценное явление. А тут у каждой страны – свой огород и свой концептуальный заборчик, пусть даже он и стеклянный.

 

Антон Логов возле украинского павильйона на Венецианское биеннале

 

Вы считаете, что это можно как-то изменить?

 

Было бы здорово, если бы каждая страна выставляла свой проект у себя дома. Чтобы на протяжении некоторого периода зрители ездили по разным странам и воспринимали искусство непосредственно в контексте местности. И не надо никому ничего доказывать. 


Венеция. Биеннале. Павильон Анголы

 

Вы довольно критичны. А как сами относитесь к критике?

 

Критика — это результат исследования, наблюдения. Расцвет критики был в XX веке. Сегодня у нас критика другого уровня. Процесс в основном базируется на высказывании художника, его текстах, рецензиях в интернете. Нет точных направлений, нет чётких категорий, нет самостоятельного исследования. О чём говорить? Возможно, сейчас время лишь задавать вопросы…

 

Венеция. Биеннале. Павильон Дании

 

Про авторов

 

Лина Романуха – культуролог, арт-менеджер, инициатор и участница ряда перформенсов и художественных проектов.

 

 

Лина Романуха

 

Леся Козуб – студентка Института журналистики КНУ им. Т. Шевченка. Журналист и копирайтер School of visual communication. Главный редактор альтернативного журнала «730».

 

Леся Козуб