Иосиф Каракис: любовь к работе как метод выживания
Строго говоря, основная деятельность Иосифа Каракиса пришлась на периоды в развитии советской архитектуры, которые предшествовали возникновению неомодернизма.
Но именно его преподавательская деятельность и общение с молодыми архитекторами проложили своеобразные мостики между конструктивистскими идеями
и неомодернистской архитектурой, а его поздние проекты, в частности впечатляющая «бумажная архитектура» являются малоизвестными,
но потрясающими образцами нового, неомодернистского стиля.
Статья из печатной версии журнала ART UKRAINE №3-5 (34-36) за июнь-сентябрь 2013 года. Тема номера: “Архитектура советского неомодернизма”
Если успех измерять количеством реализованных проектов, Иосиф Юльевич Каракис был успешным архитектором. Когда в 1934 году столицей УССР вместо Харькова стал Киев, Каракис оказался в нужном месте в нужное время. Тридцатые были для Киева периодом архитектурного возрождения: новоназначенная столица должна была соответствовать своему статусу, развернулось активное городское планирование, а впоследствии —
и масштабное строительство, одним из главных действующих лиц которого стал Каракис.
Иосиф Каракис является автором здания Национального музея истории Украины, жилых домов на Липках, а также вблизи станций метро «Арсенальная» и «Золотые ворота», других сооружений в Киеве, Днепропетровске, Луганске; генерального плана Соцгорода в Кривом Роге, типовых проектов, по которым на территории бывшего СССР было построено тысячи школ. Однако его имя было и остается известным преимущественно в архитектурных кругах, и на протяжении всего творческого пути его заслуги отмечены лишь дважды: за работу над созданием Дома Красной армии (ныне — Дом офицеров) архитектора премировали кожаным пальто, а за проектирование и строительство Фархадской ГЭС — почетной грамотой Президиума Верховной рады Узбекской ССР.
Жизнь Каракиса, как и многих выдающихся личностей того времени, была омрачена притеснениями со стороны советской власти. И по сей день Каракиса время от времени упрекают в пособничестве сносу киевских сакральных сооружений — Десятинной и Георгиевской церквей. Впрочем, архивные материалы свидетельствуют о бережном отношении архитектора к памятникам культуры: проект Правительственного центра, предложенный Каракисом в 1934 году, был единственным из всех представленных на конкурс, не предусматривающий снос Михайловского Златоверхого собора. А Георгиевская церковь была разрушена еще до того, как он приступил к проектированию дома на Георгиевском переулке, 2. Стремясь сохранить фундамент храма, архитектор сместил будущее здание на несколько метров, а силуэт дома и декоративные элементы пытался совместить с ансамблем Софийского монастыря, за что был обвинен в украинском буржуазном национализме.
Уже преподавая в Киевском инженерно-строительном институте, в 1951 году Каракис с подачи председателя Союза архитекторов Григория Головко стал вместе с Яковом Штейнбергом жертвой идеологической чистки, — был обвинен в космополитизме. Иосифа Юльевича освободили, о чем даже не решились сказать в лицо: сообщили запиской, которую передала кассирша при выдаче зарплаты. В те времена на лекции Каракиса собирались студенты всего потока, и немногие из них выступили в поддержку преподавателя, написав «письмо тринадцати». Сбором подписей руководил Михаил Будиловский — ученик Каракиса, в будущем — выдающийся архитектор с не менее драматической судьбой.
Иосиф Каракис: "Я много раз был бит и даже арестован без малейшей вины. Меня заставила выжить и спастись любовь к своей работе. Никая кандидатская не стоит радости творчества. Главное — быть архитектором-творцом и не терять уважения к себе самому. Если ты сам понимаешь, что поступил правильно и не покривил душой, — это самое главное в жизни, и будешь называться кандидатом или доцентом, не имеет значения."
После смерти Сталина Каракису предложили должность заведующего кафедрой архитектурных конструкций в Львовском политехническом институте. Тот отказался, не желая оставлять Гипроград, хотя к строительству его не допускали. В 1963 году Каракиса назначили руководителем отдела проектирования школьных зданий, которых по его проектам было возведено более четырех тысяч. После выхода на пенсию архитектор проводил много времени на садовом участке на Русановских садах, создавая бумажные проекты жилья будущего, которые остаются новаторскими и сегодня.
Дом Красной армии и флота, 1931
В настоящее время в здании на улице Грушевского, 30/1, который является памятником архитектуры, расположены Центральный дом офицеров Вооруженных сил Украины и Национальный военно-исторический музей. Реконструировав и расширив невзрачную сооружение военной школы прапорщиков-авиаторов, 29-летний архитектор создал монументальное здание с классицистическим фасадом в стиле неоампир.
Ресторан «Динамо», 1933-1934 (с участием П. Ф. Савича)
За ресторан «Динамо», ставший памятником архитектуры конструктивизма, автор в свое время чуть не расплатился свободой: вскоре после окончания банкета высшего военного руководства в одном из залов обвалился потолок. Как выяснилось после ареста, состоявшегося в ту же ночь, Каракис пытался помешать применению неудачных конструкций перекрытия еще во время строительства и составил докладную записку, которая впоследствии сыграла спасительную роль. Сейчас объект функционирует как ночной клуб, оригинальный облик здания и интерьеры утрачены.
Жилой комплекс на улице Январского Восстания, 1935-1939
Иосиф Каракис отстаивал идею ансамблевой застройки местности с учетом особенностей рельефа и среды — в противовес созданию случайных зданий, неподходящих друг другу или избранному пространству. Комплекс на улице Январского Восстания (ныне — Ивана Мазепы), 3-3б расположен над склонами Днепра и согласован со спроектированным ниже Зеленым театром. В каталоге «Советская архитектура за 50 лет», изданном в 1967-м, «киевский небоскреб» (так называли архитектурную доминанту комплекса — десятиэтажный дом в его центре) был единственным упомянутым киевским объектом за десятилетие. В ноябре 2012 года дом получил значительные повреждения в результате пожара. Фасад комплекса искажён самодеятельным остеклением балконов, китчевыми вывесками и рекламой.
Детсад «Орленок» завода «Арсенал», 1937-1939
Похожее на дворянскую усадьбу здание в стиле неоклассицизма сейчас тоже является памятником архитектуры. Это исторически первый детский сад в Киеве, который возводился именно как дворец для детей. Над актовым залом площадью 140 м ² и высотой 6,5 м размещены спортзал, перекрытый кессонным сводом. По периметру здания - две парадных лестницы, расположенные на разных уровнях, благодаря чему архитектор увеличил высоту зала.
В каждой детской группе — спальня и игровая комната с выходом на веранду. Каракис спланировал все, в частности авторскую мебель. Детсад был неоднократно представлен на ВДНХ СССР, о нем много писали. 1967 вышел документальный фильм об «Орлёнке».
Художественная школа на Старокиевской горе, 1937-1939
В здании — памятнике архитектуры, построенном для первой в Киеве художественной школы, ныне действует Национальный музей истории Украины. Сначала строительство планировалось на улице Ленина (ныне Богдана Хмельницкого), но площадка была изменена без согласования с архитектором (по слухам, причиной стало то, что в одном из домов, подлежащих сносу, жил брат Балицкого, тогдашнего председателя Совнаркома УССР). Поступило указание из самого ЦККП(б)У: строить школу на фундаменте Десятинной церкви. Несмотря на возражения Каракиса против строительства в заповедной зоне, здание все-таки было возведено на Старокиевской горе, удалось лишь немного передвинуть ее вглубь от фундамента церкви. Отсылающий к античности монументальный фасад музея, стал визитной карточкой города. В одном из путеводителей по Киеву под изображением исторического музея без указания авторства архитектор дописал: «Здание чьё? Тогда я был космополит».
Фархадская ГЭС, 1942-1944
Гидроэлектростанцию Иосиф Каракис проектировал и строил в годы Второй мировой войны, находясь с семьей в Ташкенте. Работы осуществлялись методом народной стройки, с использованием труда немецких и японских военнопленных.
Экспериментальная школа № 5 в Донецке, 1966
Проект школы был разработан для научного педагогического медицинского эксперимента. Каждый из классов имел свой небольшой внутренний двор, продолжительность уроков была сокращена, часть из них проводилась на открытом воздухе, что значительно уменьшило процент инфекционных заболеваний учащихся. Философия школьной архитектуры Каракиса восходила к идее воспитательного здания, в пространстве которого стало бы возможным всестороннее развитие ребенка.
Жилища ближайшего будущего
Среди нереализованных проектов Иосифа Каракиса, разработанных для киевской среды, — различные типы домов с пространственной организацией: террасы, многоуровневые квартиры, выносные балконы и висячие сады. Яркие примеры — Вавилонские дома (1977) и дома террасного типа для застройки Батыевой горы (1974-1976). В основе интереса Каракиса к разработке жилья будущего лежит экологический подход в планировании, почерпнутый архитектором у одного из главных его вдохновителей — Фрэнка Ллойда Райта.
Ирма Каракис, дочь архитектора: "Отец был очень скромным человеком, никогда не хвастался своими работами, мало о них говорил. Увидеть их можно было только в завершенном виде. Он был для меня непререкаемым авторитетом, ведь я видела, как его ценили коллеги и аспиранты. Все студенты его обожали. Об этом мне говорили друзья из разных курсов, и это чувствовалось в их отношении к Иосифу Юльевичу. Он имел что передать своим ученикам. Тем обиднее и, скажу так, даже горько было переживать ужасное издевательство под названием «борьба с космополитизмом»".
Ася Баздырева