Виктория Мироненко: “Фотограф – это интеллектуально подкованная единица, а не человек с камерой”

С 1 по 10 марта в Одессе пройдёт образовательный проект «История фотографии с Викторией Мироненко». Искусствовед, кандидат наук поделилась с ArtUkraine мыслями о творчестве, современной фотографии и необходимости самосовершенствования.  

 

Дайте, пожалуйста, ваше собственное определение понятия «современная фотография»?

Боюсь, я не скажу ничего нового. Современная фотография, как и современное искусство, литература – это то, что отвечает времени. Авторы, которые адекватны времени, делают такую фотографию, которая заставляет думать. Современная фотография – это, конечно, не девочки в цветочках, это не пейзажи, это вещи гораздо более сложные.

 

Андреас Гурски

 

Исходя из этого, можно ли говорить, что изменилась и функция творчества?
Я думаю, творчество – это то, что в первую очередь отличает человека от животного, потому что все эти пафосные фразы о добром-вечном – это все, конечно, хорошо, но творчество бывает разное, в том числе злое, поэтому любая творческая активность, по мне, это прекрасно, неважно, что это: фотография, живопись или вышивание крестиком.

 

Каковы особенности современной фотографии в Украине?
Украинская фотография, нравится это нам или нет, остается вторичной. И те авторы, которые работают в Украине, так или иначе, заимствуют очень многое у западных фотографов. Поскольку в постмодернизме нет понятия «плагиат», пусть это будет заимствование. Хотя нельзя сказать, что у нас нет мощных, хороших авторов. Они, конечно есть, как и очень интересные локальные темы, исключительно украинские.

 

Эжен Атже


Зачем сегодня изучать историю фотографии?
Историю фотографии надо изучать, если вы – фотограф, чтобы найти свой собственный язык. Когда фотограф делает нечто, совершенно не имея представления о том, что это было сделано 50 или 70 лет назад, это всегда выглядит смешно. Изучать историю фотографии надо как раз затем, чтобы никого, в идеале, не повторять.

Как на сегодняшний день можно оценить образование для фотографов в Украине?  

В образовании не только фотографов, но и художников существует совершенно деструктивная ситуация. Я имею в виду  огромное количество непрофессиональных инициатив. Это различные так называемые школы, курсы, мастер-классы, лекции от доморощенных культурологов и тому подобное. Хуже всего то, что человек, который в принципе понятия не имеет, какой должна быть качественная образовательная подготовка, воспринимает такие вещи с искренним восторгом, потому что ничего другого не видел и не знает. Когда я читала историю фотографии в рамках образовательных программ культурного фотографического центра Photocult, нашей целью было дать слушателям знания именно в формате высшей школы, а не в виде развлечения, которое будет чуть-чуть интеллектуальнее цирка. Что касается некоторых колледжей и ВУЗов, там ситуация ещё хуже. По каким-то непонятным здравому смыслу причинам, направления по фотографии там «держат» представители так называемой «спилки фотохудожников» со всеми её пристрастиями к дурновкусию и безграмотному отношению к фотографии в принципе. Единственная школа для фотографов сегодня, выпускники которой часто способны продемонстрировать качественный продукт на выходе – это, на мой взгляд, школа Виктора Марущенко. Само обилие школ приводит к тому, что человек переходит из одной в другую, а результата нет вообще. И одновременно есть отечественные авторы с успешной выставочной активностью, которые выставляются на очень авторитетных площадках в Украине и за её пределами, и при этом ни в одной фотошколе никогда не учились.

 

Стивен Шор

 

В 2016/2017 учебном году было открыто отделение фотографии на базе кафедры кинотелеоператорства в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого. Расскажите об этом подробнее. И каким на ваш взгляд, должно быть образование для фотографов?

Да, впервые полноценное образование для фотографов стало возможным. Во-первых, сам Университет – это место с историей. Там отлично знают, что такое уважение к процессу создания фотографии и что такое осмысленная фотография. Кроме того, не новость, что фотограф снимает головой. Для того, чтобы это уметь, должна быть фундаментальная база гуманитарного плана. К примеру, операторы и фотографы слушают историю фотографии два года. Это четыре полноценных семестра. Это по 100-200 фотографий на каждой лекции – беспрерывный визуальный поток, чтобы видеть, знать, а значит – понимать как можно больше. Кроме того, история фотографии – это не просто история имён. Это история процессов. Я каждый раз об этом говорю. И она должна изучаться в общекультурном контексте и никак иначе. Нельзя говорить об американской фотографии 1950-х гг. без привязки к американской литературе, а о новой топографике – без понимания культуры хиппи. Поэтому мои студенты знают и понимают в разы больше, чем любой адепт «спилки фотохудожников». Настоящее фотографическое образование – это способность анализировать, сравнивать, ориентироваться в контекстах фотографии, которые постоянно меняются. Поэтому фотограф – это интеллектуально подкованная единица, а не человек с камерой. Ну и потом, всё-таки образование, в идеале, предполагает диплом и этого ещё никто не отменял. Чтобы поехать на резиденцию в Европу или получить грант, этот диплом всегда у вас спросят. И если вы художник или фотограф, то желательно чтобы это не был диплом ветеринара.

 

Виктория Мироненко читает лекцию о фотографии


Кому будет интересен курс «Краткая история мировой фотографии»?
Этот курс рассчитан на всех, кто интересуется визуальным искусством и, в частности, фотографией, как одним из его проявлений. Слушатели курса смогут получить знания о том, как рождалась и развивалась фотография, а также о современных её тенденциях. Лекции построены по принципу хронологии для того, чтобы сформировать максимально точное представление о всех исторических этапах истории фотографии и ключевых авторах. Курс коснётся общетеоретических вопросов о роли фотографии в массовом сознании и в сознании отдельного человека, вопроса о месте фотографии в контексте истории искусств. Курс состоит из восьми лекций, темы которых касаются следующих вопросов: появление фотографии, первые тенденции нового искусства – 1850-1890–е годы, портрет как явление, первые тенденции нового искусства: монтаж, событие; пикториальная фотография, поэтика фотографии 1920-х – 1930-х годов, репортаж и интерпретация: 1930-е–1950-е годы, тенденции послевоенного периода, основные тенденции в фотографии 1960-х- 1980-х годов, фотография эпохи постмодернизма.


Кому будет полезен курс «Из истории фотографии: восемь ключевых явлений»?

В этом курсе не столько соблюдена хронология развития фотографии, как сделан акцент на самых интересных явлениях. Курс предназначен в первую очередь тем, кто интересуется фотографией в её различных проявлениях: легендарные школы, знаковые явления, культовые личности. В течение курса можно будет узнать, как зарождалась, чем жила фотография на протяжении практически двух веков и каково её место в истории и визуальной культуре сегодня. Этот курс раскрывает лишь некоторые явления, а именно: возникновение фотографии, история выдающихся фотографических иллюстраций, фото-портрет в 19 веке как одно из культурных явлений, изменивших мироощущение эпохи позитивизма, фотография конца 19-го – начала 20-го века, гуманистическая фотография 20-го века, а также краткая история мировой street-фотографии, fashion-фотографии. тема репрезентации тела и пределов сексуальности в истории фотографии. Я думаю, курс будет полезен всем , кто интересуется не только историей фотографии, но и историей искусства в целом.