Гид по проекту «Велике і Величне»
С 27 июля начинал свою работу уникальный межмузейный проект «Велике і Величне», который соберет в стенах Мыстецкого Арсенала более 1000 произведений украинского искусства от эпохи палеолита и до наших дней. Любителям искусства предлагается редкий шанс увидеть в одном пространстве шедевры, которые в обычное время рассредоточены по экспозициям 35 украинских музеев, а некоторые из которых и вовсе спрятаны в музейных фондах. ART UKRAINE предлагает вашему вниманию небольшой список самых интригующих и драгоценных экспонатов проекта.
«Музыкальный комплекс» Мезинской стоянки
Стоянка времен позднего палеолита, открытая в 1907 году возле села Мезин Коропского района Черниговской области, датируется по разным источникам 18-15 тысячелетием до н.э. Археологический памятник известен прежде всего тем, что, кроме жилищ округлой формы и хозяйственного инвентаря, здесь было найдено большое количество произведений искусства, изготовленных из костей и бивней мамонта – покрытых орнаментом фигурок, браслетов, на которых встречаются первые известные в истории изображения, напоминающие такие орнаментальные мотивы, как меандр и свастика. Наиболее интересной частью мезинских находок стал так называемый «музыкальный комплекс» - набор изделий из кости, также покрытых орнаментом. Характер износа этих артефактов натолкнул исследователей на предположение, что они использовались в качестве музыкальных инструментов для сопровождения танцев и ритуалов. Уникальные экспонаты предоставлены Институтом археологии Национальной академии наук Украины.
Изделия из костей мамонта
Кристинопольский апостол
Апостол – богослужебная книга, которая содержит деяния и послания апостолов и читается на Божественной Литургии. Как необходимый элемент православного богослужения, Апостол, говоря современным языком, был очень популярным изданием. Апостолы часто встречаются среди сохранившихся рукописных книг, именно его первым напечатал Иван Федоров.
Кристинопольский апостол. ХІІ в. Львовский исторический музей
Кристинопольский апостол, датирующийся XII веком, уникален в этом ряду тем, что является наиболее древней полной последовательной рукописью Апостола в древнеславянской литературной традиции. Считается, что он был создан в западной части Киевской Руси. Сейчас Кристинопольский апостол хранится во Львовском историческом музее.
Козелецкий иконостас
На выставке будут представлены 19 икон из иконостаса Козелецкого собора Рождества Пресвятой Богородицы, выдающегося памятника эпохи позднего барокко в Украине, и одного из немногих барочных комплексов, сохранившихся в настолько целостном состоянии.
Неизвестный художник. Образы Козелецкого иконостаса. XVIII в. Национальный архитектурно-историческийзаповедник «Чернигов древний»
Вопрос с авторством иконостаса до сих пор остается открытым – одни источники приписывают его придворному художнику семьи Разумовских Григорию Стеценко, по другой версии, иконостас был привезен из Италии для одного из петербургских храмов, но впоследствии был подарен Елизаветой Козелецкому собору.
Скульптуры Иогана Георга Пинзеля
В рамках проекта в Киев приедут шедевры выдающегося мастера, которые в прошлом году стали основой сенсационной выставки Пинзеля в Лувре - "Самсон", "Жертвоприношение Авраама", "Богоматерь", "Иоанн Креститель", "Распятие". Еще две скульптуры, которые будут представлены на проекте «Велике і Величне», не экспонировались на луврской выставке. В отличие от привычных покрытых золотом скульптур, «Святой Яким» и «Святая Елизавета», спасенные некогда Борисом Возницким из костела Непорочного зачатия в Городенке, - статуи неразборные, поэтому от идеи транспортировки их во Францию Лувр отказался. А вот в Мыстецкий Арсенал эти почти трехметровые скульптуры приедут.
Иоанн Георг Пинзель. Святая Елизавета
Петр Холодный, Иконостас
Иконостас, написанный Петром Холодным в 1924-1927 годах для часовни Святого Духа греко-католической духовной семинарии и богословской академии во Львове, будет представлен впервые после значительной реставрации. Зрители смогут увидеть царские врата, диаконские двери и 4 иконы наместного ряда, в которых неовизантийский монументальный стиль Холодного проявился в полную силу.
Петр Холодный. Фрагмент иконостаса часовни Святого Духа Духовной семинарии во Львове. 1920-е
Портрет Катерины Грушевской кисти Ивана Труша
Этот небольшой лирический портрет дочери выдающегося украинского историка и политического деятеля, написанный одним из самых значительных представителей украинского импрессионизма Иваном Трушом, часто называют «украинской инфантой». То, как высоко оценил работу художника заказчик, можно видеть по тому, что за работу было заплачено 100 золотых ренских, тогда как за портреты Николая Лысенко или Ивана Нечуя-Левицкого художник брал всего по 80. А сам художник был так очарован своей маленькой натурщицей, что иронически сетовал: «Если бы я был в других обстоятельствах, то желал бы Колюне (так звали Катерину в семье, - AU) выйти за меня – но теперь этого желания высказать не могу, тем более, что я в 15 раз старше ее».
Иван Труш. Портрет Катерины Грушевской
Казимир Малевич и Василий Кандинский из Пархомовского музея
Музей в селе Пархомовка Краснокутского района Харьковской области заслуженно считается одним из лучших сельских музеев Украины, а если взять во внимание усилия, положенные на его создание, то он мог бы претендовать на звание одного из самых уникальных музеев мира. Его история началась в 1955 году, когда сельский учитель истории Афанасий Федорович Лунев начал собирать со своими учениками картины, иконы, старинную одежду, монеты, предметы обихода. Со временем самодеятельный музей стали поддерживать коллеги – вначале завязались контакты с харьковскими музейщиками, потом были налажены связи с Эрмитажем, Третьяковской Галереей, Дрезденской галереей. В результате коллекции села Пархомовка могут позавидовать многие столичные музеи – здесь экспонируются работы ван Рейсдала, ван Эйка, Пиранези, Пикассо, Репина, Айвазовского, Врубеля, Серова, Малевича, Кандинского. Именно работы двух последних художников Пархомовский музей предоставил для выставки «Велике і Величне». Это и неудивительно, ведь именно в Пархомовке провел свои подростковые годы Малевич, отец которого работал здесь на сахарном заводе промышленника Терещенко.
Казимир Малевич
Театрально-декорационное искусство первых десятилетий ХХ века
В экспозиции будет представлено творчество большинства авангардных художников-сценографов, работавших в Украине в первые десятилетия прошлого века – Александры Экстер, Анатолия Петрицкого, Вадима Меллера, Александра Хвостенко-Хвостова, Бориса Косарева. Подборка театральных эскизов из музейных и частных коллекций рассказывает историю одного из самых самобытных и бурных периодов в истории украинского искусства. Именно в театре того времени наиболее полно и многогранно раскрылись универсальный характер украинского кубофутуризма, его яркий колоризм, эмоциональный потенциал и способность к созданию конденсированного синтетического образа.
Александра Экстер. Эскиз костюма Вакханки для драмы И.Анненского "Фамира Кифаред"
Михаил Жук «Черное и белое»
Творчество видного украинского представителя искусства модерна и символизма Михаила Жука предстало перед исследователями во всей своей красе только после смерти художника, когда было открыто его огромное наследие: картины, графика, расписная керамика, рукописи. На выставке «Велике і Величне» будет представлено монументальное панно Жука «Черное и белое». Интересно, что моделью для черного ангела послужил учившийся у Жука в классе рисования Черниговской духовной семинарии двадцатилетний Павло Тычина, а цветы словно сошли на панно из сада Михаила Коцюбинского, где часто бывали и Жук, и Тычина.
Михаил Жук. Черное и белое