Гид по проекту «Велике і Величне» (Продолжение)

Мы продолжаем знакомить наших читателей с экспонатами, ради которых непременно стоит посетить Мыстецкий Арсенал в промежутке между 27 июля и 22 сентября 2013 года, когда тут будет демонстрироваться межмузейный проект «Велике і Величне».

 

Фрески Херсонеса

В рамках проекта «Велике і Величне» в Киеве будет впервые представлена уникальная находка археологов, сделанная в 2008 году в Херсонесе Таврическом – росписи склепа дохристианской эпохи. Раньше составить представление о художественном наследии античного периода Херсонеса можно было только по предметам декоративно-прикладного искусства, надгробным стелам, монетам. Все найденные до этого настенные росписи относились к периоду раннего христианства. Фрески, которые будут показаны в Арсенале, по мнению археологов, могут в корне изменить представления ученых о художественной жизни Херсонеса первых веков нашей эры и свидетельствуют о наличии местной художественной школы.

Охота на косулю и зайца. Конец II - начало III века н.э.

Поскольку, несмотря на все усилия археологов по консервации и восстановлению фресок, изображения сохранились очень плохо, в Арсенале оригинальные находки будут экспонироваться рядом с реконструкциями, воссоздающими изначальный вид росписей.

 

Федуско из Самбора, Троица Старозаветная, вторая половина XVI в.

Федуско из Самбора – один из самых значительных иконописцев Галичины второй половины XVI в. Федуско выпала судьба работать в тот период истории, который получил заслуженное название украинского Возрождения. Благодаря стечению исторических условий и под протекцией Стефана Батория украинское искусство, наука, образование, книгопечатание интенсивно развивались. Федуско был ведущим художником самборского круга иконописцев, которые славились своим мастерством и в Галичине, и за ее пределами. Популярности его икон способствовало то, что они не только отличались высоким мастерством исполнения и ярким жизнерадостным колоритом, но и часто объявлялись чудотворными. Помимо иконописи, Федуско делал и миниатюры – в частности, исследователи приписывают именно ему оформление знаменитого Пересопницкого Евангелия.

Представленная в Арсенале икона мастера, написанная для церкви Святой Троицы в Дрогобыче, считается одним из самых ранних его произведений.

Троица Старозаветная. Вторая половина XVI в.

 

Волынские иконы

Коллекция икон XVII-XVIII вв. приедет в Мыстецкий Арсенал из фондов луцкого Музея Волынской иконы, филиала Волынского краеведческого музея. История этого собрания связана с деятельностью выдающегося украинского искусствоведа и музейщика Павла Жолтовского, который руководил научными экспедициями по храмам Волыни в 80-х годах прошлого века. Благодаря ученому было выявлено, атрибутировано и включено в музейные коллекции больше 1000 икон.

Коронование Богородицы. XVIII в.

 

Как можно видеть на примере одной из самых интересных икон, представленных в Арсенале - «Коронование Богородицы» XVIII в. - волынскую школу отличают яркая декоративность, портретность некоторых персонажей, светские детали.

 

Михаил Сапожников

Уроженец Саратова, воспитанник Петербургской академии художеств, учитель рисования в Павлограде и Екатеринославе, Михаил Сапожников долгое время был почти неизвестен не только широкой публике, но и многим специалистам. Между тем, судьба этого художника очень интересна: «заразившись» идеями символизма от своего коллеги – тогда павлоградского учителя, а впоследствии известного писателя Сергея Сергеева-Ценского, Сапожников с головой окунулся в создание картин-притч с характерной холодной сине-зеленой гаммой, струящимися линиями, недосказанностью. В то время, как большинство художников-символистов ушли вперед, увлеченные прочими «-измами», в которых тогда, благо, недостатка не было, Сапожников остался верен символизму до самой своей смерти в 1937 году. В 1968 году его наследие поступило в дар Днепропетровскому художественному музею, а в 2013 две работы из этой коллекции смогут увидеть посетители «Великого і Величного».

Михаил Сапожников. Царь тьмы

 

Иван Мясоедов

Описывая жизнь Ивана Мясоедова, сложно ограничиться форматом небольшой заметки - для этого скорее подошел бы жанр авантюрного романа. Впрочем, интересом литераторов Мясоедов как раз не был обделен, и если по количеству картин, висящих в крупных музеях, он и уступает своему отцу, знаменитому художнику-передвижнику Григорию Мясоедову, то по числу посвященных ему литературных произведений явно его обогнал. Ивану посвящена книга исторического беллетриста Пикуля "Мясоедов, сын Мясоедова", его образом, по мнению исследователей, вдохновлялся Горький при написании пьесы "Фальшивая монета" и скорее всего с него писал образ русского фальшивомонетчика в Берлине Набоков в рассказе "Королек". Обилие отсылок к подделке денег здесь не случайно - Мясоедов и в самом деле был виртуозным фальшивомонетчиком, промышлявшим этим ремеслом и для скромных личных целей, и в качестве тайного агента Третьего Рейха. Впрочем, свой талант рисовальщика он использовал не только для срисовывания керенок и рейхсмарок – художник оставил внушительное количество картин в стиле символизма и модерна, служил придворным портретистом в княжестве Лихтенштейн, оформлял журналы и рисовал почтовые марки. Главным же произведением своей жизни Иван Мясоедов считал собственное тело - проповедуя античный культ наготы, он еще в молодости создал в своей усадьбе в Павленках под Полтавой кружок единомышленников-нудистов, публиковал манифесты в защиту публичного нудизма и занимал призовые места на соревнованиях по силовым видам спорта.

Подавляющая часть наследия Ивана Мясоедова хранится в столице Лихтенштейна Вадуце, а около 30 его ранних работ попало из Павленок в Полтавский художественный музей, из которого на «Велике і Величне» приедет 9 работ.

 

Всеволод Максимович

Если в проповедовании культа красоты тела Всеволод Максимович наследовал Ивану Мясоедову, к кружку нудистов-атлетов которого он примкнул в родной Полтаве, то в искусстве его вдохновителями были самые разные влияния - от Вильгельма Котарбинского до Обри Бердсли. Неизвестно, во что вылились бы искания талантливого и чуткого ко всему новому юного художника, если бы он не покончил жизнь самоубийством в двадцатилетнем возрасте, вскоре после того, как снялся в главной роли в авангардном фильме "Драма в кабаре футуристов" и открыл свою первую персональную выставку в Москве (неуспех которой, возможно, и послужил причиной сведения счетов с жизнью). В Мыстецком Арсенале будет представлена одна из главных работ художника - "Пир", демонстрирующая его эксперименты с пластикой модерна и колористической гаммой символизма.

Всеволод Максимович. Пир

 

Олекса Новакивский

Олекса Новакивский - один из немногих украинских художников, к которым в полной мере применимо понятие "пост-импрессионист". Смелые композиционные решения, агрессивная колористика, внешне простые и обыденные, но полные внутреннего напряжения сюжеты - все эти качества живописи Новакивского сделали его заметной фигурой львовской и краковской школы, к обеим из которых принято причислять его творчество. Помимо собственно художественной практики, Новакивский состоялся как выдающийся педагог, вначале преподававший живопись в основанной им самим школе во Львове, а потом возглавивший факультет живописи Львовского (Тайного) Украинского Университета. Учениками Новакивского в разное время были такие художники, как Роман Сельский, Святослав Гординский, София Зарецкая, Мирон Левицкий и многие другие.

В Мыстецком Арсенале покажут монументальную работу Новакивского «Леда и лебедь», демонстрирующую композиционное и графическое мастерство художника.

Олекса Новакивский. Леда и лебедь


Панас Ярмоленко

Один из самых самобытных украинских наивных художников, Панас Ярмоленко (1886–1953) посвятил свое творчество портретному жанру. Художник создал монументальную панораму образов жителей Переяславской области. В его родной Малой Каратули и в окрестных селах, по свидетельству племянницы художника, работы художника можно было найти почти в каждой хате.

Строгие, преисполненные достоинства и сосредоточенности образы односельчан Ярмоленко отсылают к искусству украинской парсуны XVII века. Парсуна создавалась как мемориальный портрет, как единственное неподвластное искажениям времени свидетельство о человеке, призванное сохранить память о нем у последующих поколений. Поэтому персонажи парсун так отрешенны от мирской суеты. Изображая своих родственников, соседей и друзей в «парсунной» манере, Ярмоленко создал поистине величественный коллективный портрет украинского селянства ХХ века.

 

Тиберий Сильваши

Для любителей украинского искусства, хорошо знакомых с работами Сильваши-абстракциониста, на выставке «Велике і Величне» приготовлен сюрприз – картина 1982 года «Прогулка», относящаяся к тому периоду творчества художника, когда он еще не покинул поле фигуративного искусства.

 

Первая часть Гида.

Третья часть Гида.