Гид по проекту «Велике і Величне» (окончание)

Сегодня мы завершаем нашу серию путеводителей по проекту «Велике і Величне», признавая, что не в силах охватить всю тысячу экспонатов, представленных в стенах Арсенала, и оставляя любителям искусства шанс проложить свой собственный маршрут по залам этого масштабного проекта.

 

«Ангелы» из Львовского музея истории религии

Автор «Ангелов», которые будут встречать посетителей «Великого і Величного» сразу при входе, доподлинно неизвестен, но у исследователей есть предположение, что их нарисовал Юлиан Буцманюк. Судьба этого художника столь же драматична, как и в целом история Украины в ХХ веке. В начале прошлого века Юлиан был подающим большие надежды молодым живописцем, расписывающим церкви на Галичине в остромодном тогда стиле сецессии. Типичное для этого стиля совмещение ярких, заполняющих почти всю плоскость орнаментальных мотивов и реалистично написанных, портретных, характерных лиц персонажей удавалось Буцманюку особенно хорошо, что и дает основания атрибутировать «Ангелов» как его работу.

Судьба Буцманюка резко изменилась с началом Первой мировой – сначала он воевал в составе Легиона Украинских сечевых стрельцов, потом – Украинской Галицкой Армии. Был интернирован в Чехословакию, преподавал живопись во Львове, эмигрировал в Краков, Мюнхен и впоследствии в Канаду. На протяжении своей военной карьеры и периода эмиграции, Буцманюк не оставлял занятий искусством – был военным фотографом, разрабатывал символику и знаки отличия сечевых стрельцов, продолжал расписывать храмы. К сожалению, большая часть работ Буцманюка, хранившаяся в музее Шептицкого, была сожжена в 1952 году, вместе со многими другими произведениями украинских художников. Росписи художника, тем не менее, можно увидеть в Василианском монастыре в Жовкве – они интересны тем, что в них сюжеты из украинской истории и изображения современных художнику политических событий и деятелей превалируют над религиозными мотивами.

 

Мария Башкирцева 

Мария Башкирцева, уроженка Полтавской области, большую часть своей недолгой жизни проведшая в Европе, больше известна своим знаменитым «Дневником», чем живописными произведениями. Неудивительно, что ежедневное жизнеописание, которое Мария вела с 14-летнего возраста и вплоть до смерти в 25 лет от туберкулеза, пользуется таким читательским успехом. Наивный психологизм подростка, любопытные детали жизни тогдашнего европейского общества, зарисовки об учебе молодого художника в Европе и драма преждевременно обрывающейся жизни – «Дневником» Башкирцевой зачитывались не только слезливые дамы, но и такие известные личности, как Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Ги де Мопассан.

Мария Башкирцева. За книгой

 

В искусстве Мария не успела состояться как самостоятельная художница – ее творчество находилось под сильным влиянием ее учителя и друга, французского живописца Эмиля Бастьен-Лепажа. К тому же наследие художницы почти не сохранилось – переданное матерью Марии в музей Александра ІІІ (теперь – Русский музей), в 30-е годы оно перешло в украинские музеи, где и пропало во время эвакуаций и бомбежек Второй мировой. В данное время в Украине находится всего три работы Башкирцевой, одна из которых – портрет кузины художницы из Харьковского художественного музея, будет показана в Киеве.

 

Виктор Пальмов

Виктор Пальмов. Зима


Один из самых недооцененных и малоизвестных широкой публике авангардистов, работавших в Украине, Виктор Пальмов будет представлен на выставке шестью работами как из собрания Национального художественного музея Украины, так и из частных коллекций. Даже такая небольшая подборка позволит оценить всю творческую эволюцию художника – от самых ранних экспериментов в духе кубофутуризма («Зима» («Украинское село зимой») через эксперименты с живописной фактурой, ее многослойностью, разработку собственной живописной системы «цветопись» («Свидание») и вплоть до попыток художника хотя бы на сюжетном уровне соответствовать запросам зарождающегося социалистического реализма («За власть Советов»).

 

«Абетка» Георгия Нарбута


В экспозиции проекта «Велике і Величне» можно будет увидеть одну из самых полных версий нарбутовской «Абетки». Объединив самые современные тенденции в книжном оформлении своего времени, эстетизм и изысканность, свойственную творчеству художников «Мира искусства», и глубокие познания в истории славянской рукописной и печатной книги и эстетики барочного рисунка, художник создал признанный шедевр не только украинской, но и мировой книжной графики.

Роман Минин, «Свет шахтера»

Два «барочных» витража, сделанных художником специально для проекта «Велике і Величне», представляют собой развитие проекта «План побега из Донецкой области» в новой технике и новом масштабе. Автор давно отмечал, что графические работы этого цикла «опираются на христианскую иконографию и символизм», теперь у них появился шанс быть реализованными и в соответствующем материале.

 

Видеопоказы

В видео-зале в рамках выставки будут демонстрироваться фильмы и произведения видео-арта, которые кураторы посчитали соответствующими общему духу выставки – фильмы Александра Довженко, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, «Психоделическое вторжение броненосца «Потемкин» в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна» Александра Ройтбурда.

 

Первая часть и вторая часть Гида.