Арт-рейдеры. Хроника одесского акционизма

28 июля в одесском выставочном зале Союза Художников состоялась презентация книги "Арт-рейдеры. Хроника одесского акционизма".

Арт-рейдеры. Хроника одесского акционизма. Так называется каталог, в котором собрана и структурирована документация о деятельности группы арт-рейдеры на Староконном рынке в период с 2007-го по 2009 год. Сотни эффектных цветных и черно-белых фотографий, тексты художников и интервью. Здесь собраны критические статьи Александра Соловьева, Виктории Бурлаки, Михаила Рашковецкого. Каталог, который содержит 276 страниц, издан на русском и английском языках, тиражом в 500 экземпляров.

Одесса. Жаркое лето 2007-го. Музеи мертвы, институции дискредитированы, галереи буржуазны. Последним островом жизни остается барахолка. Именно здесь, в сердце Молдаванки, на  Староконном рынке и возрождается старый, добрый акционизм…

Этими словами четыре года назад начинался манифест одесских акционистов, вошедших в историю города как группа арт-рейдеры. За это время группой было проведено более двадцати акций.  Среди которых: «АРТ-РЕЙДЕРЫ. ПЕРВЫЙ ОПЫТ» — куратор Игорь Гусев, «РАЗБОР ПОЛЁТОВ» — куратор Сергей Ануфриев, «ПАНК-РОК ОН И В АФРИКЕ ПАНК-РОК» — куратор Стас Подлипский, «АБСТРАКТНЫЙ АЛКОГОЛИЗМ ИЛИ АЛКОГОЛЬНЫЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ» — куратор Воndero, «LEFT IS RIGHT «ЛЕВОЕ» - ВСЕГДА ПРАВОМЕРНЕЕ» — куратор Ута Килтер, «ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ СУВЕНИР» — куратор Александр Венецкий, и многие, многие другие.

Почти сразу из локального проект превратился в международный. В нем приняли участие более ста художников из Украины, России, Германии, Голландии, Израиля. Среди них звезды современного искусства Мартин Каул, Хенрик Маер, Леонид Войцехов, Аркадий Насонов, Кирилл Преображенский, Жанна Кадырова, Лючия Макари и другие.

На Староконном рынке, где хлам становится всё хламнее, а барахло всё барахлее, художники скупают старые и не очень старые вещи, и превращают их в объекты и инсталляции, которые тут же и выставляют. Проще говоря, визуализизируют легендарный одесский колорит. Основной художественный прием, который они используют, это реди-мейд. (Ready-made  -  термин, обозначающий предметы обихода, изъятые из среды свого обитания и помещённые в художественный контекст. Изобретён Марселем Дюшаном в 1917 году). 

Правила игры, установленные арт-рейдерами, без труда позволяют им жонглировать культурным наследием общества потребления. Пресловутый поп-арт и бескорыстный концептуализм незамедлительно становятся частью одесского стрит-арта. Искусство без бюджета, непрерывное обновление кураторского состава, вынос проблематики современного искусства в открытый космос социума, на какое-то время делают  группу едва ли не самой альтернативной в городе и стране.