Фотовыставка в Одессе расскажет историю упадка одного Дворца культруры

26 августа в пространстве 4City состоится презентация и обсуждение специального проекта 5-ой Одесской биеннале "Дом Культуры" от фонда ИЗОЛЯЦИЯ. Платформы культурных инициатив. Об истории создания проекта и участниках рассказывает куратор Лина Романуха.


В советские времена завод был не только местом работы, а определенным микрокосмом для рабочих. Каждый завод имел свою инфраструктуру: детский сад, школу, медпункт, спортзал, клуб или дом культуры. Когда в результате коллапса советской системы большинство заводов-гигантов умерли, люди потеряли не только место работы, но и пространство социальной жизни и возможность досуга.

История ИЗОЛЯЦИИ берет своё начало из индустриального прошлого. Располагаясь на огромной территории бывшего завода по производству изоляционных материалов, команда институции ставила цель дать импульс новой жизни завода, создать альтернативное место досуга и таким образом сформировать новые способы социального взаимодействия.

 


Одним из методов трансформации культурного пространства были международные резиденции. В 2011 году ИЗОЛЯЦИЯ инициировала проект для молодых фотографов Переменная облачность под кураторством классика современной концептуальной фотографии Бориса Михайлова. Финальная выставка отражала рефлексии участников резиденции из семи стран мира – их переживания в ходе исследования нескольких городов Донецкой области. Одним из объектов исследования стал заброшенный Дворец культуры города Горловки. Этот Дом культуры был одним из тех фантомов прошлого, которым противостояла ИЗОЛЯЦИЯ, работая в Донецке, и к осмыслению которых призывает фонд, находясь в Киеве.

Выставка Дом культуры сформирована из работ Флавии Жункейра, Андрея Логинова, Марко Цитрона, Марины Блэк, Димы Сергеева и Жанны Кадыровой. Фотографии, сделанные в разное время, фиксируют процесс постепенного упадка здания горловского Дворца культуры, построенного в 1951 году.

Экспозиционный центр выставки – проекция фотографии Димы Сергеева, на которой изображен фасад горловского Дома культуры с надписью «Наука, культура, искусство для народа». Очень символично, что часть входа в это здание забита досками.

 



Марина Блэк «вписывает» в пространство руин фигуру молодой девушки. Эпиграфом к этой серии работ стала цитата французского писателя Альберта Камю: «Это пропасть между человеком и его жизнью, актёром и его окружением, это ощущение абсурдности». Размытые очертания девушки, почти мимикрирующие под пространство руин, – это визуализация фантомных воспоминаний Марины, которые постепенно превращаются в призраков.

Панорамные фотографии Андрея Логинова передают масштаб разрушенных пространств Дома культуры: зрительский зал, гостиная, сад. Выхваченная вспышкой фигура девочки, которая что-то рассматривает, напоминает персонажей картины Брюллова Последний день Помпеи, но в отличие от них, она без паники, спокойно и сконцентрировано боковым зрением наблюдает за тем, как разрушается постамент, на котором она стоит, и как трескается на ней бутафорская краска «под металл» и обнажается бетонная кожа.

Флавия Жункейра исследует связи, которые создают люди между объектами, памятью и пространствами, в которых они живут. В серии своих работ, представленных на выставке, она превратила руины горловского Дома культуры в игровую постапокалиптическую площадку. Надувные шарики, Микки Маус, плюшевые пони только подчёркивают атмосферу саспенса.

 



На многих фотографиях (Андрея Логинова, Марко Цитрона, Димы Сергеева, Флавии Жункейра) можно увидеть кресла в разрушенных зрительских залах. Прибегая к сверхинтерпретациям, можно посмотреть на это как на апелляцию к тому, какую позицию в процессе культурного разрушения/разрушения культуры занимает каждый из нас: пассивные наблюдатели, комментаторы, реформаторы.

Особой ремаркой к выставке является работа Жанны Кадыровой Доска почёта, которая выставлялась в Донецке и пострадала во время захвата ИЗОЛЯЦИИ в 2014 году. Работа экспонируется в неотреставрированном виде как документальное свидетельство о событиях трёхлетней давности.

Процесс инвентаризации работ частной коллекции во многом напоминает процесс культурной инвентаризации государства. Владельцы периодически пытаются пересмотреть свою коллекцию и понять, что в ней возросло в цене, что приобрело новую актуальность, а что превратилось в хлам. Дворец культуры в Горловке – это лишь один из визуальных примеров того, в каком состоянии находится большинство Дворцов культуры в Украине, многие из них продолжают разрушаться и исчезать с карты архитектурного наследия. Сегодня эти руины продолжают напоминать, что несмотря на длительную трансформацию от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу, отношение к культурному наследию в Украине так и не меняется. Но если руины советского дома культуры – это своеобразная элегия, визуальное иллюстрации упадка советского строя и советского социального тела, то какие места мы должны конструировать сейчас для того чтобы создать новую социальность?