Обновленная экспозиция европейской живописи в музее Ханенко

С июня по сентябрь 2012 года Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко представляет вниманию публики произведения живописи и скульптуры, которые ранее пребывали в запасниках музея.

После долгих лет исследований и реставрации в залах музея будут представлены десять картин старых европейских мастеров и одна полихромная деревянная скульптура XV века. Большинство из этих десяти произведений никогда ранее не экспонировались, поскольку находились под вековыми наслоениями потемневшего старого лака. Только благодаря усилиям специалистов Национального реставрационного центра (ННИРЦУ) уникальные работы получили «вторую жизнь». Некоторые полотна были незаслуженно обделены вниманием, поскольку считались картинами неизвестных художников, и только недавно получили верную атрибуцию.

Франческо Симонини (Парма 1686 - Венеция ?), Баталия, около 1755 года

Среди живописных произведениий XVI-XVIII веков, которые теперь заняли ведущие места в залах экспозиции музея, картины различных направлений и жанров: изящная итальянская пастораль (Джузеппе Дзайс - Giuseppe Zais; 1709 - 1781) и классический архитектурный вид (Антонио Йоли - Antonio Joli; 1700 - 1777), умиротворенный голландский пейзаж (Корнелис Деккер - Cornelis Decker, около 1620 - 1678) и динамическая батальная сцена, где восточные всадники противостоят европейским кавалеристам (Франческо Симонини - Francesco Simonini; 1686 - около 1755).     

Гаспер Петер Вербрюгген ІІ (Антверпен 1664 - 1730), Цветы в вазе

Одной из жемчужин коллекции является цветочный натюрморт кисти фламандского художника Гаспера Петера Вербрюггена II (Gasper Peeter Verbruggen II; 1664 - 1730). До последнего времени автором произведения считался отец и учитель художника Вербрюгген-старший. Однако сдержанные, зачастую небольшие по размеру, картины Вербрюггена-отца значительно отличаются от роскошных полотен Вербрюггена-младшего, которого можно было бы назвать Моцартом цветочного натюрморта.

Уже в 13 лет он стал профессиональным художником и был принят в антверпенскую гильдию живописцев, а в 27 - избран ее деканом. Впрочем Вербрюггена-младшего роднит с музыкальным гением не только ранняя одаренность, но также и непревзойденная легкость, которая отличает виртуоза от прилежного ремесленника.

"Ни одна репродукция не в состоянии передать ощутимую только вблизи стремительность кисти, создающую на холсте цветущие ветки, полураскрытые бутоны с каплями росы, грациозные силуэты цветов, которые выступают из тени. Авторская манера Вербрюггена-младшего рождается из сочетания артистической свободы живописи и ботанической точности. Так же, как и в музыке Моцарта, в его картинах с ярким и радостным основной темой кроется тревожный лейтмотив, поскольку изображение цветов европейской живописи всегда служило символом хрупкой красоты и быстротечности жизни" - Елена Живкова, заведующая отделом европейской живописи Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Гаспер Петер Вербрюгген ІІ (Антверпен 1664 - 1730), Цветы в вазе, реплика

Загадочным и полным скрытых смыслов оказался неприметный на первый взгляд пейзаж «Охотники на опушке» Руланта Рогмана (Roelant Roghman; 1627 - около 1692), друга и единомышленника великого Рембрандта. Авторство этого редкого мастера также было подтверждено недавно. Подобно живописи Рембрандта, картина Рогмана открывается зрителю в полной мере, когда он пристально всматривается в полупрозрачные тени и внимательно изучает, казалось бы, второстепенные детали.

Мастерская Квентина Массейса І (конец XV - начало XVI вв., Южные Нидерланды), Христос - Спаситель мира

Уникальный памятник XVI века впервые экспонируется в зале нидерландского искусства. Сотрудники музея Ханенко в 1986 году в Крестовоздвиженской церкви в Киеве обнаружили старую, расколотую надвое доску с изображением Христа Спасителя (Salvator Mundi). Лик Христа был значительно поврежден неизвестными вандалами. В результате сложной реставрации и кропотливой исследовательской работы, спасенное произведение стало одним из самых ценных пополнений коллекции музея за последнее время. Оказалось, что изображение Христа Спасителя было выполнено в мастерской ведущего фламандского художника конца XV - начала XVI вв. Квентина Массейса (Quentin Massys; 1466 -1530), работами которого гордятся Лувр, Национальная галерея в Лондоне и Королевский музей изящных искусств в Антверпене. 

До конца 2012 года посетителей музея Ханенко ожидают другие изменения в экспозиции отдела европейского искусства, а картины, которые впервые были показаны в июне, уже во второй половине сентября уступят место другим произведениям.

По материалам khanenkomuseum