ДНЕВНИК ARSENALE: Выставка Тараса Каменного «Материки собственности»
Сегодня, 25 мая, в 19.00 PROJECT SPACE (ул. Крещатик 27-Б) в рамках Параллельной программы ARSENALE 2012 представляет Программу экспериментального искусства, которая стартует выставкой Тараса Каменного «Материки собственности».
Выставка продлится до 6 июня 2012.
Работы Тараса Каменного всегда социальные - они базируются на таких деформациях нашего менталитета, которые человек извне, из стран, которые могут гордиться гуманной социальной политикой и низким уровнем коррумпированности, назвала бы варварской локальной экзотикой. Наш менталитет странный и "вывернутый" в своем пренебрежении окружающих и демонстрации собственного раздутого "я". Мы не знаем, что такое экзистенциальные сомнения и комплекс неполноценности, потому что до сих пор находимся на стадии борьбы за выживание - а в ней моральные атавизмы явно мешают. Выживает тот, кто сильнее и циничнее. Наши социальные отношения и среда бесконечно далеки от современного экологического идеала "не делай вреда тому, кто рядом", или "не нарушай чужой территории" - можно сказать, что мы нарушаем их постоянно и делаем это с искренним удовольствием. Выплескиваем агрессию на окружающих, которые становятся пассивными мишенями для битья - именно этой "звонкой и оптимистической" нотой прозвучал проект "Силомер агрессии" ... "Первобытное" общество ставит человека перед выбором в ролевой игре - быть жертвой или палачом. Третьего не дано.
В новом проекте художник задает иные точки отсчета и предлагает присмотреться к другой агрессии - по отношению к общей среде обитания, в которой каждый гадит, как только может. Менталитет среднестатистического украинца мало изменился с "бурных" 1990-х, он базируется на откровенной демонстрации собственности. В Украине нет скромных, или, еще хуже, анонимных богачей. С точки зрения "нуворишей", людей, которые еще не "наелись" материальным под завязку, социальный статус маркируется максимально зрелищно, он сразу бросается в глаза - одеждой, маркой машины, помещением. Новый капитализм сделал то, что не сделали годы пролетарской власти - искоренил остатки интеллигентности в отношении к материальным благам. Даже те, кто не может похвастаться собственностью в мега-масштабах, стремятся хотя бы что-то продемонстрировать - то, что поставит их выше окружающих. Хотя бы такое себе утепленное окошко - как бельмо в глазу. Эти архитектурные злокачественные новообразования мы видим везде - от центра города до мрачно-депрессивных спальных районов. Общественное мнение уже устало бороться с несанкционированными "полетами" частной архитектурной фантазии. Она парит на всех уровнях - от застройки исторического центра города уродливыми офисными центрами, продуктами мутировавшего постмодернизма, в таких вот инсталляциях, которые имитирует художник. У него под прицелом оказывается меньшее архитектурное зло - но, тем не менее, это яркий симптом времени.
Живописная инсталляция Каменного сочетает высокий формализм геометрической абстракции с абсурдно низким уровнем "трешевый" эстетики нашего быта. Он превращает безобразное в прекрасное - жизнь не оставляет иного выхода. Желание жителей спальных районов утеплить свое жилье с внешней стороны высотного здания формирует, мягко говоря, эклектичный внешний вид здания, облепленного "утеплением". Каждый житель сам решает, какого цвета будет фасад его квартиры. Эта художественная самодеятельность "у нас на районе" хаотично деформирует общий стиль здания и его архитектуру в целом. Рациональность и общественная инициатива движет этой "низовой" эстетикой, к которой прилагается и художник, выкладывая на стенах галереи из пенопласта фасадных цветов некую псевдо-абстракцию.
Виктория Бурлака