«Адресная книга» Софи Калль снова опубликована

В 1983 французская художница Софи Калль споткнулась о потерянную адресную книгу на одной из парижских улиц. Она анонимно вернула книгу владельцу, но сделав предварительно копию с ее страниц.


Затем художница методично и рьяно связывалась со всеми контактами, содержащимися в книге: членами семьи, друзьями, коллегами и другими людьми, связанными с загадочным человеком, к которому она обращалась, как к Пьеру Д. В результате Калль собрала воедино детальный и очень интимный портрет своего объекта. Ее впечатления от интервью вошли в длинную серию статей, опубликованных французской ежедневной газетой Libération. Спустя тридцать лет этот спорный арт-проект, названный «Адресная книга», был опубликован в печатном виде в Siglio press

Работа Софи Калль всегда содержала в себе игру с границами между публичным и интимным. Она приглашала незнакомцев ночевать в своей кровати, устраивалась горничной в Венецианском отеле, а затем фотографировала личные вещи, принадлежащие посетителям. Когда ее бросил парень, она попросила 100 женщин прочитать вслух, станцевать, спеть или по-другому интерпретировать его e-mail в стиле «Дорогая Джейн». Сейчас, даже когда ей уже почти 60 лет, Калль не устает эпатировать публику своей нездоровой любопытностью. Один из ее последних фильмов документирует, минута за минутой, как умирает ее мама, а также перформанс, во время которого художница раскрывает содержимое личного дневника ее матери.

Но Пьер Д. отреагировал иначе, чем предыдущее объекты Калль. Когда он узнал о назойливом проекте, вмешавшемся в вопросы его личной жизни, Пьер Д. пришел в ужас, пригрозил предъявить художнице судебный иск, а также решил отомстить тем, что потребовал у Libération опубликовать фотографии обнаженной Калль. «Он был очень зол, и я плохо чувствовала себя из-за этого, да. Я была разочарована… Я чувствовала себя виноватой». Художница пообещала, в ответ на этот запрос, не публиковать книгу до смерти этого человека.

Несколько лет назад Пьер Д. скончался, и Калль доработала «Адресную книгу», дополнив ее портфолио с газетных статей, которые были выставлены на обозрение в MoMA PS1 в Нью-Йорке. В новую публикацию книги впервые вошли все тексты, переведенные на английский язык. Маленькая, легкая, глубокого красного цвета, книга снабжена даже чёрной эластичной тесьмой, что довершает ее схожесть с «настоящей» адресной книгой.

 

По материалам www.artnews.com