Взрослые сказки Аннетт Мессажер

Мы живем в удивительное время переосмысления традиций нашей европейской цивилизации. Еще недавно женщина-художница была в тени мужчины-творца, мужчины-гения. Она ─ муза, любовница, любящая жена, но никогда не самостоятельная фигура в мире искусства. В чем-то история француженки Аннетт Мессажер могла тоже остаться в тени, но нам повезло, и жена всемирно известного художника Кристиана Болтански уже сейчас заняла почетное место среди множества заново открытых художниц современного искусства. О выставке Аннетт Мессажер, которая продлится до 9 ноября в IVAM (Институт современного искусства Валенсии) далее в ART UKRAINE.

 

Аннетт Мессажер


Лично познакомиться с творчеством Аннетт Мессажер мне посчастливилось во время посещения IVAM (Институт современного искусства Валенсии). Одна из 7 галерей этой институции была отдана под выставку "Целомудренный-Публичный". Забавная игра слов и смыслов, ведь на французском название звучит как Pudique-Publique, которые свойственны всему творчеству Мессажер. 

 

Аннетт Мессажер. Глубоко спящий. 2017-2018 г.

Подушка, 13 рук из различных материалов, покрытые акрилом, веревки

 

Несомненно, нельзя не заметить некую схожесть в том, как составлены инсталляции Аннетт Мессажер и её звездного мужа Кристиана Болтански. Но если Болтански – великий архиватор потерянных душ, то Мессажер – хранительница ваших страхов. Она собирает всё, от чего мы спешим избавиться, всё, что общество старается незаметить или же полностью стереть. Её инсталляция «Остатки II», собранная из частей выброшенных игрушек, как будто напоминает о страшных цифрах детей-сирот в приютах Франции до того, как в этой стране был разрешен аборт. Для Мессажер детские игрушки играют двоякую роль: с одной стороны, они пробуждают в нас приятные воспоминания о беззаботном детстве, а с другой – они выступают вечными мучениками, которых рвут, терзают, приносят в жертву и выбрасывают из-за ненужности. Художница, как и любая женщина, выступает для нас носительницей сказок-мифов, она рассказывает свои порой жуткие сказки, но в любой даже самой страшной сказке всегда есть мораль, некий нравственный вопрос, о котором мы должны задуматься.

 

Аннетт Мессажер. Остатки II. 2000 г.

Мягкие игрушки, различные части мягких игрушек, шнурок

 

Безусловно, Аннетт Мессажер относится к поколению тех художниц, которые создавали свои работы во времена Второй волны феминизма. Начав свою карьеру в конце 60-х, она обращается к тем медиа, которые были не свойственны маскулинному патриархальному искусству. Именно поэтому в её работах присутствует не только сам текстиль (нитки, вязанные рукавички, пошитые куклы и части женского гардероба), но и объекты, которые напрямую отсылают нас к кропотливому швейному делу. Например, работа "Омаж швеи" создана из семи швейных метров. Ткачество, вязание, шитье – всё это было и в какой-то мере остаётся сугубо женским медиумом в искусстве, тем, что помогает женщине-художнице противопоставить себя патриархальному обществу. Для Мессажер на протяжение всего её творчества вопросы «Что значит быть женщиной-художницей?», «Что значит быть женщиной в современном мире?» будут одними из ключевых.

 

Аннетт Мессажер. Омаж швеи. 2015 г.

7 швейных метров

 

В то же время Аннетт Мессажер неоднократно обращается к теме тела как репрезентации индивидуальной, в том числе сугубо женской, свободы. В 2016 году она создает ряд работ в поддержку украинского движения Femen, основательницы и лидеры которого на сегодняшний моментпроживают в Париже, ссылаясь, что в Украине они подвергаются политическим преследованиям. Мессажер пропускает порой агрессивные акции Femen сквозь призму своего искусства. В комнате, где рисунок обоев состоит из почти мультяшных акварельных женских маток, висят картины-плакаты, которые отображают основные лозунги женских протестов последних лет: "Мое тело – моя собственность", "Мы верим в геев" "Никто не подчинит меня" и т.д. Таким образом Аннетт Мессажер превращает женское тело в двигатель идей феминизма, свободы и равенства прав.

 

Аннетт Мессажер. Комната маток. 2017 г.

Фрагмент

Аннетт Мессажер. Комната маток. 2017 г.

Фрагмент

 

Тем не менее было бы несправедливо свести художественную практику Аннетт Мессажер только к феминистическому искусству. Как я писала ранее, она архиватор и коллекционер. Она находит и собирает вещи, которые окружают нас в обычной жизни, живут рядом с нами в наших домах или мельком проскакивают на улицах наших городов. Она вытаскивает их из небытия и привлекает наше внимание к обыденности. На упомянутой выставке эту тематику раскрывает работа «Запреты», которая состоит из запрещающих знаков,собранных художницей со всего мира. Казалось бы, мы видим эти знаки на каждом шагу "Не курить", "Не останавливаться", но в какой-то момент, всматриваясь в эту инсталляцию, становится тревожно, ведь ты не можешь отделаться от ощущения, что запрещено все. Нельзя находиться в каком-то месте, носить на теле татуировку, водить автомобиль в хиджабе, кататься на качелях или слушать музыку. Наша повседневная жизнь, если к ней внимательно присмотреться, может оказаться кошмаром и это то, о чем предупреждает нас художница.

 

Аннетт Мессажер. Запреты. 2014 г.

68 пастельных рисунков в рамках, 15 фигур из одежды, цветные карандаши

 

Одним из лейтмотивов творчества Мессажер является тема жуткого. Используя прием создания алтаря из фотографий, она создает калейдоскоп фотографий краш-тестов автомобилей, переплетая их с человеческими частями тела. И эта связь между простой механической процедурой тестинга машин и как будто оторванными, разрозненными частями человеческого тела в глазах зрителя становится тревожным символом хрупкости нашей жизни, её уязвимости в этом мире механизмов и технологий. Вряд ли мы бы смогли почувствовать некий ужас, стоя перед инсталляцией «Краш-тесты», если бы Аннетт Мессажер в который раз не использовала свой любимый прием с частями тела. Здесь тело, как и в работах на феминистическую тематику, снова выступает как некий индикатор неоднозначного существования человека в современном обществе.

 

Аннетт Мессажер. Краш-тесты. 2014-2015 г.

Фотографии, части тел из различных материалов, покрытые акрилом, веревки

Аннетт Мессажер. Краш-тесты. 2014-2015 г. Фрагмент

 

Закрывает экспозицию выставки "Целомудренный-Публичный" отдельная комната, где представлена инсталляция «Под ветром». Здесь, под тихим шелестом парашютного шелка, спрятаны в полусвете, казалось бы, знакомые образы детских игрушек. Вздымается ветер, шелестит ткань, медленно угасает тусклый свет под волчьей лапой. Здесь уютно, как в детстве под теплым одеялом, но одновременно и тревожно, ведь под кроватью может прятаться монстр из только что прочитанной на ночь сказки. Детские тревоги и взрослые страхи поднимаются и утихают с каждым дуновением ветра. Подобные инсталляции стали квинтэссенцией творчества Аннетт Мессажер. Именно подобный прием в инсталляции «Казино» по мотивам сказки о Пиноккио (наш аналог Буратино) принес в 2005 году Французскому павильону на Венецианскойбиеннале Золотого льва.

 

Аннетт Мессажер. Под ветром. 2008 г.

Ассамбляж из объектов (парашютный шелк, лампы, вентиляторы)

Аннетт Мессажер. Под ветром. 2008 г.

Фрагмент.

 

Творчество Аннетт Мессажер многогранно и зачастую обладает двойственной природой. Её невозможно интерпретировать однозначно, всегда есть что-то еще, что доступно только вам и вашему личному опыту. Работая с традиционными для женского искусства медиумами, художница постоянно выводит их на какой-то новый уровень, насыщая обычные объекты и техники новыми неожиданными смыслами. Мессажер говорит, что произведение искусства напрямую связано с секретами. Свои секреты она раскрывает, вызывая в своём зрителе личные переживания и глубоко спрятанные эмоции из детства, которые универсальны для всех.