Алексей Сай: «Я не понимаю слова “вдохновение”. Я ставлю себе задачу и решаю ее»
На прошлой неделе Алексей Сай представил выставку «Новый пейзаж» в Dymchuk Gallery. В нее вошли 10 работ художника разных лет, фиксирующие стройплощадку как обязательный элемент городского пейзажа. Анита Ковалевская расспросила у творца о том, почему он «сам себе направление» и почему в качестве единственного учителя воспринимает объективную реальность.
Как вы прокомментируете название? Как оно связанно с общей идеей проекта?
Работы – это элементы пейзажа, который я обычно игнорирую, воспринимаю как что-то временное, то есть, заведомо принимаю его как часть будущего. Но на самом деле он существует сейчас, и в этой сериии работ я поднимаю вопрос о перенастройке восприятия сиюминутных впечатлений. Так же, как эти картинки (для того, чтобы воспринять их в целом, надо перенастраивать зрение), так же надо воспринимать и пейзаж, действительность. Это тренировка восприятия дейстивительности на слое «сейчас».
Что вдохновило вас на создане серии?
У меня вообще не бывает вдохновения. Это слово, которого я не понимаю. Я ставлю себе задачу и решаю ее.
Здесь и далее – фото автора с открытия «Нового пейзажа»
Проект – это поиск решения какой-то конкретной социальной задачи? Он критический?
Не вполне. Социальный слой найти можно – это застройка, в первую очередь. Но мои работы скорее об обьективном восприятии того, что есть, без никаких слоев. То есть, человек смотрит на недостроенный дом и либо представляет его достроенным, либо игнорирует его как вещь некрасивую. Подобный взгляд упускает обьективную действительность.
Экспозиция абстрактная, концептуальная. Что закодировано в работах?
Закодировано? Скорее всего, я закодировал возможность рассматривания того, что обычно не подлежит рассматриванию.
Присутствует символизм цвета?
В цвете примерно столько же символизма, сколько и содержания: меня интересует цвет, меня интересует обьективное, живописное качество работы. Это часть работы, и я ее не отбрасываю. Иногда мне интересно решить задачу одного цвета, иногда – другого.
То есть, вы не придаете никакого особого смысла цветам, с которыми работаете?
Я просто не думаю, что это необходимо. Смысл в самой работе – именно в том, что она не воспринимается цельно, пока ты определенным образом на нее не посмотришь. Так же и обьекты, которые я рисую: они не воспринимаются сейчас, но воспринимаются как нечто, что будет, но на самом деле они уже есть.
Каким же особым образом нужно смотреть на ваши работы?
В упор, потом отойти, затем сфокусировать зрение. Точно так же, как и в классической живописи.
Много времени ушло на подготовку проекта?
Да, это у меня постоянно действующая серия. Я дополняю ее регулярно.
Работы уже где-то выставлялись?
Все вместе – нет. Хотя некоторые из них – да. Эту серию я продолжаю уже лет десять.
Вы относите себя к какому-то определенному направлению в искусстве?
Да нет, ни к какому. Я сам себе направление.
Возможно, есть художники, творчество которых повлияло на формирование вашего индивидуального художественного стиля?
Я стараюсь видеть все. Сейчас я стараюсь использовать как учителя обьективную действительность.
По вашему мнению, был бы этот проект о застройках, на которые мы, по привычке, не обращаем внимания, актуален за границей?
Да, конечно.
Вообще, могут ли, с вашей точки зрения, современные концептуальные проекты изменить что-то в материальной реальности?
Да. Они и меняют. Просто это не законченная и обозначенная вещь, поэтому и результаты подсчитать нельзя. Но на самом деле люди сталкиваются с последствиями концептуальных художественных проектов чаще, чем привыкли думать.
То есть, они способны изменить восприятие?
Да, они меняют восприятие, меняют инструменты восприятия людьми друг друга. Они усложняют и обогащяют коммуникацию между людьми. Искусство имеет смысл.
Что бы вы сказали о своих работах с материальной, чисто описательной точки зрения?
Это серия тяжелых для восприятия карин, плюс звуковое сопровождение.
В чем идея звука?
Я фрагментировал и преводил с помощью роботов и переводчиков одну песенку Билли Джоэла (Billy Joel – авт.). В ней упоминается множество социальных явлений и политических личностей, а в припеве говорится о том, что не мы разжигали этот огонь – он горел до нас и будет продолжать гореть после нас. То есть, такая достаточно безнадежная песенка: хотя в припеве он и дает определенную надежду, но в основном тексте ее нет. И этот ключевой припев я переводил до получения такой вот характерной белиберды.
За какими художественными направлениями вы видите будущее искусства?
За всеми. Никто не должен победить.
***
Анита Ковалевская – начинающий фотограф, которая любит искусство. Автор ART UKRAINE.