Алессандро Раушманн: политический контекст и демонстрация pietà

Новость о перформансе итальянского художника Алессандро Раушманна за несколько часов облетела множество украинских медиа. Только со странички ART UKRAINE ею поделилось рекордное количество читателей - более пяти с половиной тысяч. Секрет такого успеха вполне объясним: Раушманну удалось художественными методами сделать лаконичное высказываение относительно полицейского беспредела в Украине, акцию символичного оплакивания погибших в Киеве и солидарности с теми, кто ещё продолжает протест.



Для проведения акции художнику понадобились только одеяла из серебристо-золотой термоплёнки - в такую заворачивают раненных и мёртвых, и семеро добровольцев. Все участники акции имеют отношение к Украине непосредственно, либо через семейные и дружественные связи. Сам Алессандро Раушманн также неоднократно бывал в Украине.  

 


Алессандро Раушманн (1985г.р.) с 2006 года живёт в Берлине, где изучал изобразительное искусство в Университете искусств (UdK). В творчестве чаще всего обращается к жанру перформанса, поскольку считает его наиболее сильным способом выражения идей.

Акция состоялась в Берлине, 26 января, возле самой популярной среди туристов городской достопримечательности - Бранденбургских ворот.

 


Ася Баздирева Что послужило отправной точкой для разработки этого перформанса и как ты пришёл к идее “мёртвых” тел-символов?


Алессандро Раушманн Митя Чуриков и Марта Дьяченко - они оба из Киева и поддерживают протест - спросили меня, смог бы я предложить перформанс в знак солидарности с протестным движением в Украине. Поскольку я чувствую определённое родство с Украиной, я хотел найти способ выразить поддержку доступными мне художественными методами.


Семь человеческих тел лежат перед Бранденбургскими воротами, обмотанные термофольгой, которая используется неотложными службами. Они кажутся мёртвыми. Но вокруг не видно ни одной машины скорой помощи. Это заставляет зрителя задуматься: что же это всё значит?


Люди со всего мира приходят к Бранденбургским воротам чтобы увидеть “что-то”. Чтобы сделать снимок. Здесь я хочу продемонстрировать им что-то, что происходит не здесь, но сейчас. Теперь этот перформанс существует в виде документации: Интернет, фото, видео, тексты.


Ты сознательно решил не давать намёков на значение перформанса? Нигде не видно транспарантов, политические лозунги не фигурируют... 


- Перформанс просто случился - без какой-либо рекламы, приглашённой аудитории, без предварительной или сопроводительной информации. Тела перформеров символизировали погибших в Киеве людей, но догадаться об этом зрителю приходится самому. Но на самом деле, люди быстро разгадали, о чём шла речь. И в то же время другие люди, особенно молодые русские туристы, снимали омерзительные фото, позируя так, как-будто пиная и ударяя тела перформеров.

 

 

Я политичен, хоть и не являюсь политическим активистом. В этом перформансе заложен глубокий политический контекст, но это также и демонстрация pietà (ит. жалость; в истории искусств - иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией - прим.ред.) Мёртвые исчезли, но на один час они появились в другом месте как символы. Без сомнения, они должны быть увидены как символы жертв брутальности полиции.

Что ты думаешь о происходящем сейчас в Украине?

 
- Я не так много могу сказать о происходящем сейчас в Украине. Я знаю так называемые “факты”. Но я верю картинкам. Когда я вижу пожилую женщину, стоящую напротив кордона полиции и касающуюся их щитов - я понимаю, что протест победит власть. И я также утверждаюсь в мысли, что жесты могут быть гораздо убедительнее слов.

 

Фото и видео: Митя Чуриков

 

Ася Баздырева, Митя Чуриков