Анна Миронова: «Мой дневник – мои работы»
Сегодня в Щербенко Арт Центре открывается новый проект художницы Анны Мироновой «Фрагменты?» (точнее, его первая, пейзажная часть), процесс работы над которым датируется периодом от 2008-го до начала 2016 года. Столь длительный срок отведен на переосмысление и преобразование художницей своих работ, каждая из которых – ценный, важный опыт. Анна Миронова решила этим опытом поделиться, рассказав о том, чем она жила, вдохновлялась в течении этого времени, а также о ключевых проектах как результатах своей работы.
В 2007 году я закончила академию. И в какой-то степени это был выход на свободу. Академия мне очень много дала, но, в то же время, я не могла делать полностью свое. Это были и мои работы, и не мои.
Желание работать, не думая о правилах, о мнении со стороны, а просто жить своими работами, – чего так не хватало, – я нашла в Крыму, куда, через год после окончания учебы, начала периодически ездить. Крым меня захватил. Ощущение простора, свободы и воздуха. Эмоции переполняли: все, что было внутри, и все, что восхищало вокруг – все это нашло выражение в цвете.
Первая такая пленэрная поездка была вообще большой авантюрой. Закончила я факультет станковой графики. Ни холстов, ни масляных красок не было. Но, собрав все буквально за несколько дней, я уже ехала на пленэр.
Во время этих путешествий многое произошло. Возвращаясь, например, из одного из них я поменяла свой фотоаппарат на более профессиональный, и только потому, что были идеи в фотоработах. Сразу же поехала обратно, чтобы отснять все задуманное. Ну и холсты, конечно же, с собой. Было много живописных работ, фотографий, рисунков и мыслей. Это был всплеск. Такой для себя кайф, которым не было потребности делиться, поэтому большинство полотен были поставлены на полку. Это как дневник – люди его пишут для себя. Мой дневник – мои работы.
Тогда же появилось очень много идей. В дальнейшем они реализовались в проектах, с которыми многие знакомы. Корни их именно там, в Крыму. Я много рисовала карандашом – очень люблю эту простую и емкую технику. Свой проект «Посуха» я не могу себе представить в каком-либо другом исполнении. Вообще, это мое убеждение: любая тема имеет только одно решение, разного рода варианты уводят от цельности. В моем понимании засуха, растрескавшаяся земля и сухость решения работы твердым, графитным карандашом очень созвучны по восприятию.
«Засуха» (2012-2013, карандаш, бумага)
В то же время я много экспериментировала с прозрачными основами. «Тінь трави» – первый монументальный проект, с которого, наверное, и началась моя активная выставочная деятельность. Выгоревшие на солнце травы практически сливаются по тону и цвету с окружением, и то, что говорит об их существовании – это тени, увеличенные фрагменты которых я нарисовала на прозрачных пластиках, размером 2х2 м и 2х3 м. Они экспонировались подвешенными в пространстве в помещении Я Галереи (еще на улице Волошской в Киеве). При попадании света на прозрачный пластик нарисованные тени от травы, в свою очередь, проецировали свои тени на пол и стены. Такое естественное их дублирование усиливало ощущение удушающего крымского летнего зноя.
В моем творчестве получается так, что все идеи связаны между собой: один проект дает толчок к возникновению другого, как бы держась одной рукой за предыдущий.
«Тень Травы» (2012, прозрачный пластик, маркер, Я Галерея)
После «Посухи», например, я уже не могла оторваться от карандаша. Появились другие работы в этой технике, а в последствии «Тихий проект», который я показывала летом 2015 года в пространстве Щербенко Арт Центра. Это пять рисунков 100х100 см каждый. Монотонно вибрирующий тон заштрихованной поверхности этих работ как бы укрывает взгляд и мысли, – эту личностную интимную конкретику, – рефлексируемые от основы – белой бумаги. Рисунки я поместила в глубокие рамы, схожие с иконными, которые должны подчеркнуть особое к ним отношение.
«Тихий проект» (2015, карандаш, бумага, Щербенко Арт Центр)
Проект «Дезориентиры» (2013, Я Галерея)
«Геральдика бедных» (2014, Мыстецкий Арсенал)
В проекте Александра Соловьева «Елементи дійсності» в рамках IX ART-KYIV Contemporary 2014 я приняла участие с серией «Геральдика бідних». Это – боль от нарушения целостности: граница страны, города, села, забор усадьбы, кожа человека. В этом ряду граница наследственного земельного участка – предпоследний рубеж, за ним уже стоит вопрос жизни. Именно потому эти гербы состоят из фрагментов сельских заборов и теней от них.
В этом же году я продолжила тему геральдики проектом «Герби спогадів». Память – тонкая грань. Реальность или сон? Было ли это на самом деле?
«Простые вещи, простые действия» (спецпроект DIALOGIA на Х ART KYIV Contemporary в Мыстецком Арсенале)
Проект «Прості дії, Прості речі» (2015 г.). Идти и созерцать – стихийный план бытия. Это близкий и понятный мне принцип существования. Тема, с которой я связываю этот проект – природа. Единство с природой – единство с собой.
Появлялись новые проекты, и все это время та моя крымская живопись маслом стояла рядом – я никогда ее не пересматривала.
Но, всему, как говорится, свое время и, видимо, что-то произошло со мной за этот период, какие-то внутренние перемены. Даже не могу точно вспомнить, по какой причине я разрезала первую работу, но сразу появилось понимание, что снять и разрезать надо все. Я сняла все холсты с подрамников, расчертила на квадраты 20х20 см, без специального кадрирования и выбора красивих мест, а так, как получается. В результате такого моего действия сложилось несколько проектов. Один из них – «Фрагменти?».
В большинстве случаев к понятию «фрагмент» складывается отношение как к чему-то случайному, второстепенному. В действительности я в который раз убедилась: удачный фрагмент более емко и образно говорит о целом, нежели само целое, приобретая звучание законченной самодостаточной вещи.
В этих моих таким образом созданных работах, как в дневнике, очень много личного и интимного, но, как в тайнописи, понятного только автору. Каждый кусочек содержит в себе память о целом.
В каждом отдельном фрагменте я безошибочно вспоминаю событие, переживание, время и место, где он создавался, настроение, с которым я работала.
Экспонировать эти работы, – в память об их пейзажном прошлом, – я решила в одну линию, как линию горизонта. Это – линия моего горизонта, на уровне моих глаз. Я предлагаю зрителю почувствовать и увидеть эту бесконечную историю, идущую по кругу, – так, как видела ее я.
Редакция текста: Евгения Буцыкина
Фото: Игорь Окуневский, Владимир Денисенков, Елена Войналович, Олег Самойленко, Андрей Миронов, Анна Миронова.
***
Об авторе
Анна Миронова – художница. Выставлялась в Мыстецком Арсенале, Я Галерея, Карась Галерея, Институте проблем современного искусства и в других арт-пространствах.