Анна Миронова: «Чтобы сделать “Тихий проект”, нужно надежно приглушить крик»

Мы впервые говорили о «Тихом проекте» в мастерской художницы. Перед нами лежали абстрактные листы, белая поверхность бумаги чуть просвечивалась сквозь мягкий штрих карандаша. Легкие тоновые волны на поверхности работ чуть укачивали и, слушая Анну, я думала о том, как совпали во времени наши состояния: художницы, которая еще оставалась под влиянием монотонного процесса рисования и мое, увлеченное кафкианским романом «Безутешные» Исигуро Кадзуо сознание. «Это состояние…», – говорила художница. – «Я погрузилась в него...».


Пространство этих работ – это безымянный город, в котором ты – беспомощный перед степенным потоком событий в застывшем и одновременно безудержно мчащемся времени. Твой взгляд скользит по поверхности бумаги и цепляется (спотыкается) на своем пути о какие-то преграды, бархатистые холмы и глубокие овраги, абстрактные лабиринты, созданные карандашными линиями, вызывающие визуальные образы и чувства, – именно это, найденное в тот вечер состояние, подтолкнуло меня к этому интервью.

 

Анна, «Тихий Проект» – это серия абстрактных работ. Вы все дальше и дальше в своем творчестве уходите от сюжета. Это случайный переход на иной уровень или осознанный поиск других решений и форм выражения?

 

Это – и не случайный переход, и не осознанный поиск других форм выражения. Я убеждена в том, что каждая тема имеет только одно единственное правильное решение. Все остальные варианты, какими бы заманчивыми они не были – провал. Надо бороться с искушениями. А с поисками форм я закончила после окончания академии, оставив в своем багаже самое необходимое, и сейчас получаю удовольствие от творчества.

 

«Тихий Проект» можно назвать абстрактным, принимая во внимание всю условность определений художественных направлений. Большой вопрос: возможна ли абстракция в идеале? Ведь за монотонным штрихованием могут быть припрятаны конкретные переживания отнюдь не медитативного характера. Зритель же в свою очередь сопереживает ту же картинку, исходя из своего жизненного опыта, наделяет ее другим смыслом.

 

Анна Миронова

 

Почему Вы выбрали именно бумагу и карандаш?

 

В жизни люблю минимализм. Людям для жизни в принципе необходимо мало. Карандаш, бумага – это такой минимализм в выборе материала художником. Это как хлеб и вода для путника. Хотелось такими минимальными средствами передать сложность и глубину. Простым карандашом можно создавать очень глубокие работы. Еще очень важен сам процесс рисования, техника. Штрихование вводит в особое состояние – погружает в себя, в свои размышления.

 

А как Вы определяете стиль и направление своих работ из «Тихого Проекта»?

 

Ни о стиле, ни о направлении работ из «Тихого Проекта» я не задумывалась. Ближе всего такой подход, конечно же, к абстракции. Если говорить вообще о моем творчестве, то могу сказать, что я работаю, стараясь чувствовать себя, свой темперамент. Я говорю что говорю, думаю что думаю. Я работаю с простыми темами и решаю их просто. Можно сказать, что я рисую портрет предмета, явления. В своих работах часто использую фрагменты. Правильно отобранный фрагмент убедительней говорит о целом, нежели само целое.

 

Мне близко мнение Галины Скляренко о «Тихом Проекте», а именно – упоминание о традициях рисунка старых мастеров в отношении к материалу, в культуре рисования. Такое сопоставление особо ценно тем, что это не лежит на поверхности, это – глубже. Работая над проектом, я об этом не думала, хотя абсолютно верно, что моя любовь к рисованию карандашом именно от изучения этого наследия. Почувствовать это в моих работах – еще одна грань в их ощущении.

 

Анна Миронова. Из серии «Тихий проект» (2015, бумага, карандаш)

 

Какое место в работе занимает работа с фактурой, цветом, материалом?

 

Все перечисленное имеется в арсенале каждого художника, и каждый использует это, исходя из опыта. В живописи на первое место, естественно, поставлю цвет. Чрезмерное же увлечение фактурами, на мой взгляд, снижает градус восприятия. Когда чувствуешь, что тебя заманивают, невольно сопротивляешься. Конечно же, кроме случая, когда разность фактур есть концептуально важной. Мне интересно работать с объемом, формой, с ритмами, с контрастами. Что касается материала, то выбирается тот, при котором проект только и может состояться. Это нужно чувствовать.

 

Как важно для Вас донесение зрителю концепции?

 

Смотря как донести концепцию. Хорошо, если это делает сама работа…Я не зря  все время повторяю слово «чувствовать».  Для меня чувствовать – синоним творчества. Глядя на работу почувствовать хоть и что-то ускользающее, что невозможно выразить словами, облечь в конкретику. Просто быть рядом, не читая предисловия и послесловия.

 

Экспозиция «Тихого проекта»

 

Что Вы ожидаете от аудитории?

 

Аудитория разная. От профессионалов – искренности. Среди них есть те, мнение которых мне особенно ценно. Есть люди, которые интересуются, хоть и далеки от искусства – это здорово. Просто от зевак можно ожидать всякого.

 

Этот проект возник, так как появилась внутренняя потребность его сделать. Бывает, долго думаешь о каком-то проекте, продумываешь каждую композицию. А этот появился без особых поисков – я рисовала лист за листом.

 

Мне хотелось передать состояние, границу внутреннего и внешнего...Через работы можно ощутить эмоциональный контакт художника и зрителя. Хотелось, чтобы зритель почувствовал эти работы, погрузился в себя и стал частью взаимодействия.

 

Этот проект – состояние. Вы когда работаете, слушаете музыку?

 

Был у меня период, когда я работала с музыкой: включала громко, одевала наушники. Сейчас работаю в тишине. Я погружаюсь в работу – в себя, в процесс. Могу не слышать, что происходит рядом.

 

Анна Миронова. Из серии «Тихий проект» (2015, бумага, карандаш)

 

Где Вы черпаете энергию для творчества?

 

В себе, в своем же творчестве. Работа дает мне силы и энергию.

 

Люблю природу. Ее рисую. Там легко. Попадаешь в эту среду, и все негативное куда-то исчезает. Последнее время мне очень нравится поле. Нравится его простор и минимализм. Там я отдыхаю.

 

Так рождаются проект за проектом, работа за работой?

 

Специально не задумывалась, почему так. Хочется – делаю.

 

Это очевидная цепочка событий, неизбежность. В работе над проектом появляется, что-то новое – предыдущий как бы подталкивает. Делаешь одну работу, а в голове уже другая. Часто работаю над несколькими проектами параллельно.

 

Кто такой этот загадочный человек – художник?

 

Главная загадочность этого человека в том, что он работает постоянно, без перерывов. И даже тогда, когда не работает.

 

Как современному художнику остаться свободным от рыночного давления, от вкуса толпы, от влияния модных тенденций и т.д.?

 

Представьте себе всю невероятную уникальность появления на свет именно себя. И сразу все подобного рода опасения отпадают. Каждый человек уникален. Надо быть собой, а не следовать чьим-то тенденциям. Быть свободным. Если ты художник – ты свободный. И если ты свободный – ты художник. Если позволишь влиять на себя всему этому, станешь ремесленником. Каждый сам выбирает, кем ему быть и что для него важно.

 

Я давно наблюдаю за Вашим выставочным портфолио. В нескольких моих кураторских проектах у нас сложилось, по моим ощущениям, успешное сотрудничество...

 

Художник должен иметь возможность показывать свое творчество. В этом году я приняла участие в трех ваших авторских групповых проектах. Это «Ресентимент» и «Искусство видеть» в  Щербенко Арт Центре, а также «Paper. World. Art» в рамках V Международного фестиваля «Книжный Арсенал». Сейчас в Щербенко Арт Центре экспонируется специально для этого пространства созданный мной «Тихий Проект». Все это – за первую половину года. Естественно, я довольна такой плотной выставочной программой.

 

Анна Миронова. Из серии «Тихий проект» (2015, бумага, карандаш)

 

Какие из Ваших работ или проектов были ключевыми в Вашем творчестве?

 

Что касается моих ключевых проектов, то, несомненно, этапным был проект в Я Галерея Павла Гудимова – «Дезориентиры». Многие обратили на меня внимание, были искренние хорошие отклики с одной стороны и завистливые закулисные уколы с другой. Словом,  все атрибуты того, что можно назвать успехом.

 

Вообще, ко всем проектам автор должен относиться как к ключевым. Это не громкие слова. А иначе, зачем же все это? Ведь творчество не территория – зашел, побыл и вышел. Это постоянное состояние. Жизнь.

 

 

Сложно ли в нашем стремительном ритме жизни остановиться, чтобы сделать «Тихий Проект»?

 

Для начала – немного о самом проекте и насколько он «тихий» для меня. В какой-то момент ловишь себя на том, что во время глубоких эмоциональных переживаний или волнений неосознанно заштриховываешь ровные плоскости на бумаге. Такое штрихование – своего рода защитный ритуал, интуитивно найденный для себя же самой. Отсюда и возникла идея проекта, а отправным материалом для воплощения идеи стали множество такого рода заштрихованных листочков.

 

В теперешнем мире, в нашей стране, в ее нынешней ситуации, чтобы сделать «Тихий Проект», нужно надежно приглушить крик. Проект называется «Тихий» потому, что я хотела вызвать именно такие эмоции. Его легко и удобно так воспринимать – штрихование, растяжка тона, погружение, медитация. Все это – ширма от того, что осталось между бумагой и штрихом; от той конкретики, что по ту сторону абстракции.

 

Об авторе

 

Марина Щербенко – куратор, галерист, арт-консультант. Основательница арт-пространств «Щербенко Арт Центр» и Bottega Gallery, а также конкурса молодых украинских художников – «МУХі».

 

Марина Щербенко. Источник фото: capital.ua