Арт-каток, или Цифрами по творческому самолюбию. Sotheby's Contemporary East
25 ноября 2013 года Sotheby's провел первый аукцион Contemporary East, объединив страны бывшего соцлагеря в новую одноименную экономическую группу. Украинские СМИ с подачи заинтересованных лиц сразу же окрестили событие «прорывом», а на волне последних политических настроений даже придали торгам статус «Евроинтеграции» отечественного искусства в мировой поток. Понять общественную и печатную радость не сложно: впервые украинское искусство на ведущем аукционе вырвалось из-под «таможенного союза» «Русских торгов», затерявшись лотами среди восточно-европейского блока. Насколько оправданной оказалась эйфория, и что ждет «самостiйний» арт в свете одного пробного проекта, мы постараемся понять, пользуясь языком цифр.
Начнем с количества участников и общего результата продаж. Суммарно аукционный день принес 2 429 038 фунтов, что для 90 представленных лотов выглядит вполне достойно (не лишним будет напомнить, что 95% публичных продаж на крупнейших мировых аукционах происходят в секторе от 10 000 до 50 000 фунтов). Украина была представлена восьмерыми художниками, в сумме принесших GBP 106 250. Если учесть, что два из восьми лотов реализованы не были – результат для шести художников вполне «общеевропейский», особенно на фоне более «западных» участников блока (Польша, Чехия, Венгрия), показавших 4 продажи на 17 художников. Другое дело – Россия, составившая кассу аукционного дня (GBP 2 150 413) 33-мя представителями. Хотя, если убрать из списка 2 работы Ильи Кабакова (GBP 11 185 и GBP 962 000), получится GBP 1 187 228 на 32 автора: имеем GBP 37 100, или “средний Криволап”.
Краткий промежуточный итог: из-под России вроде и вырвались, но она нагнала и ощутимо дала понять цифрами, что ее коллекционеры более мотивированные. Другие страны, к коим стремится присоединиться Украина последнее время, мы опередили с серьезным заделом: то-ли коллекционеров с собой не привезли, то ли не умеют покупать сами у себя. “Я бы в летчики пошел, пусть меня научат”. Украина готова к аукционным евробаталиям, и сможет дать фору другим. Вопрос лишь в следующем: “другим” на фоне кого?
Теперь перейдем к нашим художникам, каждый из которых вышел с единственным лотом. Начнем с самой громкой продажи, и будем плавно опускаться вниз. Также отметим, что подробного разбора каждого художника в этот раз не будет: шестеро имен ждут отдельных обзоров в текущем и будущем году. А мы просто сравним данные по следующим показателям:
- рекордная продажа / аукционный дом;
- позиционирование последней продажи относительно Sotheby’s;
Анатолий Криволап (работа «Без названия» (зимний пейзаж), эстимейт GBP 18 000 – 22 000, продана за GBP 37 500)
- рекордная продажа: GBP 122 500 / Phillips, 2013;
- данная продажа не является рекордной для художника на Sotheby’s. В 2012 году работа была продана в Лондоне за GBP 51 650 (при эстимейте GBP 30 000 – 50 000).
Олег Тистол («Китаец III», эстимейт GBP 12 000 – 18 000, продана за GBP 22 500)
- рекордная продажа: GBP 34 850 / Phillips, 2013 (эстимейт GBP 25 000 – 35 000);
- кроме отчетной продажи на Sotheby’s был представлен 6 раз, трижды работы проданы не были (среди оставшихся средняя стоимость продаж – GBP 6 500, средний эстимейт – GBP 5 000).
Олег Тистол. "Китаец III", 2012
Виктор Сидоренко («Без названия» из серии «Левитация», эстимейт GBP 12 000 – 18 000, продана за GBP 16 250)
- данная продажа является рекордной для художника;
- ранее на Sotheby’s работы художника не выставлялись.
Предыдущая топ-продажа: GBP 15 000 (Phillips de Pury, 2011, эстимейт GBP 12 000 – 18 000).
Виктор Сидоренко. Без названия, из серии "Левитация", 2011
Александр Животков («Работа №1» из серии «Дороги», эстимейт GBP 8 000 – 10 000, продана за GBP 13 750)
- данная продажа является рекордной для художника на Sotheby’s. Ранее в текущем году другая работа художника была продана в Лондоне за GBP 6 500 (при эстимейте GBP 4 000 – 6 000).
Александр Животков. Работа №1 из серии "Дороги", 2013
Арсен Савадов («Комедия дель арте в Крыму», эстимейт GBP 5 000 – 7 000, продана за GBP 8 125)
- рекордная зарубжная продажа: GBP 22 500 / Phillips de Pury, 2009 (эстимейт GBP 15 000 – 20 000), рекордная продажа: USD 65 000 / Золотое Сечение, Донецк (эстимейт USD 8 000 – 10 000);
- кроме отчетной продажи на Sotheby’s был представлен 9 раз, пять раз работы проданы не были (среди оставшихся средняя стоимость продаж – GBP 8 000, средний эстимейт – GBP 6 000).
Павел Маков («Потерянный рай», эстимейт GBP 5 000 – 7 000, продана за GBP 8 125)
- рекордная продажа: GBP 10 000 / Sotheby’s, 2009 (эстимейт GBP 10 000 – 15 000);
- кроме отчетной продажи на Sotheby’s был представлен 5 раз (средняя стоимость продаж – GBP 8 000, средний эстимейт – GBP 7 000).
Павел Маков. "Потерянный рай", 2013
Оксана Мась («Колесо», эстимейт GBP 4 000 – 6 000, не продана)
- рекордная продажа: GBP 33 650 / Sotheby’s (благотворительный), 2012;
Максим Мамсиков («Хищник», эстимейт GBP 10 000 – 15 000, не продана)
- рекордная продажа: GBP 21 250 / Phillips, 2009; - в том же 2009 году другая работа художника была продана на Sotheby’s за GBP 10 000 (при эстимейте GBP 8 000 – 12 000).
По внутренней информации работы Мамсикова-Мась были «запрограммированы» под конкретный интерес украинского коллекционера, который не смог принять участия в торгах, однако выкупил их частным образом по возвращению картин на родину.
Итого, имеем: для двоих художников продажи стали рекордными на Sotheby’s (Животков) и во всей аукционной истории (Сидоренко). Для остальных Contemporary East стал крепкой ступенькой на выходе из аукционов «второй руки» в руки «первые». Ступенькой для толчка (регулярные продажи в будущем) или стагнации (фиксация результатов в таблоидах и СМИ и информационное растворение на родине) – покажет время. Лично мне очень хотелось бы верить в первое.
Новый формат аукциона продемонстрировал интерес организаторов в диффузии работ и покупателей из разных стран. На практике – кто откуда приехал, тот свое и купил. Однако (Sotheby’s сложно заподозрить в игре «сам у себя», а еще сложнее – обвинить) чуть ли не впервые цивилизованный арт-рынок обратил внимание на украинские работы, как часть Emerging Markets (развивающиеся рынки искусства), а также явную заинтересованность мотивированных коллекционеров в покупке работ. Остается надеяться, что при грамотной работе представителей художников с иностранными коллекционерами (только бы маркетингового бюджета хватило) в следующий East-раз украинские холсты не вернутся в страну, а уедут дальше.
Что насторожило: пагубная привычка украинских СМИ хвататься зубами за чужую задницу, и насильно тащить в родные стены. Речь идет об объявлении Ильи Кабакова «украинским» художником, ввиду его исторических корней. Интересно, вспомнили бы о них, будь он посредственным представителем арт-рынка, а не топ-художником. Хочется пожелать нашим журналистам, развивая тенденцию, не забывать и о киевлянине Казимире Малевиче – вам гарантирована информационная победа, ведь его рекордные 53 млн. долларов не перебил ни один «исконно русский» живописец. Другое дело, что аукционный дом реализовал ту работу на «мировых» торгах, даже не «русских», равно как и считают Казимира Севериновича художником международной истории искусства.
По возвращению из Лондона наши воображаемые коллекционер и инвестор пришли к определенным выводам. Среди прочего, в украинское искусство стоит вкладывать деньги, если вы:
- хотите купить работу на топ-аукционе;
- вкладываете деньги в большую коллекцию и желаете для снижения риска диверсифицировать активы между несколькими сегментами (с «условно- стабильными» старыми мастерами и импрессионистами отлично будут смотреться развивающиеся рынки: Индия, страны Латинской Америки… и Украина);
- хотите удержать рейтинг Украины в аукционной среде, и готовы выделить деньги для покупки работ на следующих торгах (а также готовы мотивировать на это друзей);
- верите, что после «планки» Sotheby’s интерес рынка не вернет наших художников в лоно аукционов «второй волны» и ниже.
Украинское искусство не стоит вложенных денег, если вы:
- все равно настроены скептически относительно громких продаж на серьезных аукционах – особенно в разделе «наши рекорды»;
- считаете инициативу Sotheby’s объединить восточно-европейские рынки совместным проектом России и Украины;
- начали читать проект «Арт-каток» с сегодняшнего дня, и ничему не научились.
Денис Белькевич