Арт-Каток, или Цифрами по творческому самолюбию. Максим Мамсиков

В мае 2009 года, когда понятие «арт-рынок» пугало людей не меньше, чем слово «продюсер» в середине 1990-х, украинский журнал «Фокус» провел собственное исследование рынка, выразившееся в двух абзацах и десяти именах. В частности, изданием было авторитетно заявлено, что «о реальной стоимости работ того или иного художника можно говорить лишь в случае их открытой продажи на международном аукционе. А о художественной ценности – при участии в собраниях авторитетных музеев и международных выставках вроде Венецианской биеннале». К сожалению, автор исследования не уточнил, что эти понятия неразрывно связаны, и увеличение стоимости на аукционных торгах должно быть обосновано участием в международных проектах, а не только наличием заинтересованного покупателя. Первый групповой выезд современного украинского искусства за зарубежный аукцион (Sotheby’s, июнь 2009), как на заказ, случился ровно через месяц после выхода издания – и удачно оправдал слова «Фокуса», установив стартовую стоимость отечественным художникам на десятилетие вперед. Приняв на вооружение «художник стоит столько, сколько за него заплатили (неважно кто – он сам или покупатель)», украинский арт-рынок понесся на хорошо смазанных рельсах в 2010-е.

 

Однако, вернемся к «Фокусу». В том же материале он привел список из 10 самых дорогих украинских художников (поскольку громких аукционных продаж еще не было, автор ориентировался на то, что ему скажут галереи). В результате читатель получил удивительный разброс, например: работы Арсена Савадова «достигают $100-120 тыс», а Илья Чичкан «приближается к $40 тыс.». В чем разница между крадущимся Чичканом и затаившимся Савадовым – непонятно, только с большой долей вероятности художники лишились части своих покупателей, которых отпугнули накрученные галереями цены. К слову, почти никто из галеристов не сказал изданию прямо: «продается за столько-то», нет – всех художников облекли в таинственные «достигают», «приближаются», «от и до». Исключение составили лишь два художника: Евгения Гапчинская поставила себе адекватную цену в $100 тыс. (видимо, за любую работу), а Максим Мамсиков получил вполне рыночную характеристику «в среднем $10-15 тыс.»

 

Максим Мамсиков. Акула. 2012

 


Максим Мамсиков, самый узнаваемый украинский художник из всех, кто продается «в среднем за $10-15 тыс.». Родился в 1968 году в Киеве в семье художников. Окончил Киевскую государственную художественную школу (отделение живописи, 1988), Национальную академию искусства и архитектуры (факультет графики, 1994). Направление: живопись. С 1995 по 2014 год имел 8 персональных выставок в Украине, по одной – в России и Германии, участвовал в более чем 30 групповых проектах в Украине, России, Греции, Германии, Норвегии, Франции, Великобритании и США. Информация о наличии работ художника в частных собраниях отсутствует. Официального сайта не имеет. Живет и работает в Киеве.

 

По состоянию на апрель 2014 года имеет 21 аукционную историю, из них:

 

- 14 украинских домов

- 7 международных домов

 

Общая капитализация публично проданных работ: £74,8 тыс.

Средняя стоимость работы: £12,5 тыс.

Повторных продаж: 0

Доля нереализованных работ: 60%

 

- первые четыре зарубежных были успешными: лондонский Sotheby’s в 2009 году продал работу «Морской пейзаж с парашютом» за £10 тыс. с эстимейтом £10-15 тыс., затем Phillips de Pury в том же сезоне трижды реализовывал работы художника – рекордный «Морской бой» за £21,3 (эстимейт £10-15 тыс.), «Ленин» за £8,8 (эстимейт £7-9 тыс.) и «Звонок» за £11,3 тыс. (эстимейт £10-15 тыс.).

 

Максим Мамсиков. Морской бой. 2008

 


- вслед за лондонской засветкой наступило украинское мерцание. 7 раз старалось «Золотое сечение», 4 попытки было у «Дуката»: у первого из названных Мамсиков не продался, у второго - единожды, за $4 тыс. В трех случаях из девяти работы были проданы аукционными домами в частном порядке, позднее. Эстимейты, к слову, составляли от $1-2 тыс. до $10-15 тыс. В хронологическом порядке, что важно. Длился затяжной сериал отечественного производства с 2010 по 2012 год.

 

- недалеко от последнего украинского эстимейта поставил свою оценку новосозданный московский дом Vladey весной 2013 года: €1,5-2 тыс., при этом продажа неожиданно составила €6 тыс. «Неожиданно» для всех, кроме Владимира Овчаренко, владельца аукционного дома и галереи «Риджина», проводившей персональную выставку Мамсикова в 2011 году (а значит, открывшего прицельный огонь по наработанным покупателям);

 

- Киевский дом «Дукат» попытался повторить московский успех – результативно: при эстимейте $7-10 тыс. работа "Акула" была продана за $15 тыс., но последовавший благотворительный аукцион покупателя для холста-масла "Гусев" (эстимейт был номинальным: 2 тыс. гривен) не нашел;

 

- Sotheby’s Contemporary East выставил в ноябре 2013 года работу Predator, на которую был готовый покупатель. Он ехал на торги… но не доехал. По внутренней информации, позже приобрел холст-масло у галереи-владельца по нижней границе эстимейта в £10-15 тыс. А Macdougall’s, последний из аукционов, кто не успел нажиться на щедрости украинских арт-дилеров, в декабре продал работу Looking at the Sky and Sea за £5,9 тыс. при оценочной стоимости £5-7 тыс.

 

Максим Мамсиков. Predator. 2013

 

 

Итого имеем:

 

- аукционную историю Максима Мамсикова можно назвать «Сага о том, как художнику накручивали стоимость на международных торгах, и не могли продать на украинских». Средний эстимейт на живописные работы (в другой технике художник не работает) устанавливался, не взирая на выставочную историю и время создания работы, и в настоящее время составляет порядка £8 тыс. 70% неудачных аукционных продаж приходятся за несколькими исключениями на украинский публичный рынок, что также не отражает реальной картины: в Украине через галереи Максим Мамсиков продается хорошо. Вот только «клеймо» со средней ценой в $10-15 тыс., выданной художнику «Фокусом» пять лет назад, осталось на том же уровне. Такой себе фокус.

 

На наш взгляд, у художника Мамсикова есть одно сильнейшее качество и такой же весомый недостаток. Сперва о положительном. Он работает исключительно в живописи (за исключением, пожалуй, экспериментов с фотографией в начале 2000-х, характерными для многих украинских художников), причем имеет отработанный с годами стиль и узнаваемость. С точки зрения рынка – это очень хорошо: нет разброда в направлениях и техниках, работы легко отличимы как в аукционном каталоге, так и на стене коллекционера. Знающие люди всегда скажут: «Да это Мамсиков!», что очень приятно самолюбию владельца. Более того, создаваемые полотна имеют хороший размер для транспортировки на выставки и публичные торги, а сами сюжеты при нарочитом минимализме наполнены смыслом и очень просятся в Instagram. Вот только вступить в контакт с художником в социальных сетях невозможно, как и посредством официального сайта – их попросту нет. Но главный негатив в другом: Максим Мамсиков независим. В разное время его работы предлагали и предлагают и «Коллекция», и «Галерея Карась», и Dymchuk Gallery, и Mironova Gallery. Насколько нам известно, эксклюзива нет ни у кого, а значит нет и вложенных в художника средств, протекции и четко выстроенного маркетингового плана. К слову, это совершенно типичный случай для нашего рынка, но из топ-художников Украины – самый показательный. И совершенно неясно, что появилось раньше – нежелание галерей иметь на контракте «своих» художников, либо недоверие последних к «ошейнику», о котором только читали в книгах – но ни разу не пробовали одеть.

 

Наблюдая за Максимом Мамсиковым со времени выхода журнала «Фокус», коллекционер с инвестором сошлись во мнении, что в работы художника стоит вкладывать деньги, если:

 

-       вы хотите иметь в собрании узнаваемые работы топ-художника своей страны;

-       вы считаете, что купив одного Мамсикова, вы подружитесь с большинством киевских галерей;

-       вы готовы самостоятельно и серьезно заняться раскруткой готового художника международного уровня;

-       вы четко осознаете, что для повторной продажи работы на аукционе вам необходимо будет пересекать Российскую границу;

-       вам нравится Джефф Кунс, и хотите приобрести то же самое – но на холсте, и дешевле.

 

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если:

 

-       вас смущает высокий процент непроданных на аукционах работ;

-       вас пугает обилие галерей, которые могут разом потребовать свою комиссию за одну-единственную работу, купленную у художника напрямую;

-       вы хотите дождаться того момента, когда Максим Мамсиков выйдет на серьезный западный выставочный уровень;

-       вы случайно наткнулись на эту статью и не читали двадцать предыдущих.

 

В следующий раз поговорим о самобытном украинском Густаве Климте. Ваши варианты?