Галина Скляренко: «С советских времен искусствоведов считают “обслуживающим персоналом”»

Одной из ожидаемых арт-новинок V Международного фестиваля «Книжный Арсенал» стала новая книга искусствоведа Галиной Скляренко «Современное искусство Украины. Портреты художников». Книга вышла в свет в типографии Huss и состоит из 19 эссе о становлении творчества известных украинских художников, о которых, к сожалению,  не так много написано.  Ее героями стали Тиберий Сильваши,  Александр Животков, Анатолий Криволап, Олег Тистол, Винни Реунов, Николай Маценко, Марина Скугарева, Александр Ройтбурд, Василий Цаголов, Павел Маков, Юрий Соломко, Андрей Сагайдаковский, Александр Сухолит, Виктор Сидоренко, Матвей Вайсберг,  Игорь Гусев, Максим Мамсиков, Влада Ралко, Павел Керестей. Перед презентацией автор книги, – известный искусствовед Галина Скляренко, – рассказала ART UKRAINE, как родилась идея книга, кто помогал в ее создании, а также о дальнейших планах и современном украинском искусстве.


Расскажите, пожалуйста, как родилась идея книги и кто помогал вам в ее создании.

 

Идея книги принадлежит не мне. Я работаю в академических институтах, занимаюсь украинским искусством ХХ-го и ХХІ веков. Но некоторое время назад Игорь Абрамович, – известный украинский арт-дилер, а теперь, можно сказать, и организатор искусства, – предложил мне написать популярную книгу о современных украинских художниках, которой, как мы с ним вместе считаем, очень не хватает сегодня. Ведь интерес к искусству растет, это очевидно.  Много людей посещают выставки, в нашей стране, существуют частные коллекции современного искусства, пользуются популярностью  лектории на эту тему, а вот книг – нет. Мне это показалось интересным, и книга получилась.

 

Олег Тистол. «Роксолана» (1995)

 

Как Вы определите своего читателя: коллекционер, арт-критик, искусствовед или просто человек, интересующийся искусством?

 

И первое, и второе, и третье…Книга, как мне кажется, будет интересна всем: любому заинтересованному читателю. Критики и художники могут почерпнуть для себя некоторые малоизвестные факты, а «широкий» читатель – возможность познакомится с теми художниками, работы которых видит на выставках. Мне хотелось, чтобы рассказ о конкретном художнике выходил за пределы его биографии, становился поводом поговорить и о другом: о парадоксах культуры, об особенностях живописного языка, о трансформации традиций…

 

Павел Маков. «Сад для госпожи М.» («Сад для пані М.») (2009-2010)

 

В книге представлены 19 портретов художников. По какому принципу вы отбирали героев? Что между ними общего?

 

Книга посвящена поколению «перестройки» – тем художникам, с именами которых связан новый, очень важный для нашего искусства и культуры период – конец 1980-х и начало 1990-х годов. Собственно, с этого времени и начинается отсчет современного искусства Украины.  Они принесли с собой в наше искусство новые языки, новые виды творчества, новое мироощущение…И хотя среди этого круга есть мастера, которые начинали свой творческий путь раньше, – как, например, Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Виктор Сидоренко, – в «перестройку» в их творчестве произошли кардинальные изменения, и без их и произведений представить сегодня наше искусство невозможно. Остальные же так или иначе принадлежат к поколению «новой волны»: Александр Животков, Олег Тистол, Винни Реунов, Марина Скугарева, Николай Маценко, Александр Ройтбурд, Василий Цаголов, Юрий Соломко, Максим Мамсиков, Александр Сухолит, Андрей Сагайдаковский,  Матвей Вайсберг, Павел Маков, Влада Ралко, Павел Керестей, Игорь Гусев…

 

Матвей Вайсберг. «Штудия к картине Караваджо “Поклонений пастухов”» (2009)

 

Книга хорошо проиллюстрирована. Как проходил подбор картин? Чем вы руководствовались?

 

В подборе иллюстраций очень помогли коллеги-галеристы: Евгений Карась, Павел Гудимов, сотрудники  галереи Анатолия Дымчука. Некоторые иллюстрации предоставили и сами художники. Хотелось, конечно, представить творчество каждого возможно полнее. Но, увы, не всегда это получалось: многие акции рубежа 1980-1990-х оказались либо незафиксированными, либо  сняты  некачественно, многие работы разошлись по миру. Далеко не все художники тщательно собирают свой архив. Но в целом, иллюстраций много, они разнообразны и интересны.

 

Анатолий Криволап. «Вечерний выпас» (2012)

 

«Портреты художников» стала одной из первых попыток комплексно проанализировать современное искусство Украины.  С какими сложностями Вы столкнулись в процессе работы над книгой? Были ли свои открытия и прозрения?

 

Я бы так не сказала. Задачу «комплексного анализа» я здесь, конечно, не ставила. Тем более, что  этими художниками, конечно, украинское искусство не исчерпывается. Пришли новые  поколения, сейчас, как известно, есть много молодых очень интересных художников… Да и сам жанр – эссе, не предполагает такого многостороннего анализа. Скорее - это живой, заинтересованный рассказ о творчестве, о времени, об искусстве…А сложности, конечно, были. К сожалению, с советского времени в художественной среде сохранилось отношение к искусствоведу как к «обслуживаюшему персоналу», которому художник может диктовать, что и как нужно писать. И хотя, казалось бы, эти художники уже принадлежат другому времени, подобный «атавизм» еще дает о себе знать. Но, к счастью, таких случаев было не много.

 

Книга подводит итог работы современных художников на данном этапе. Как Вы считаете будет ли она актуальна через несколько лет? Изменится ли творчество уже состоявшихся художников с годами?

 

Всякая статья о творчестве художника так или иначе подводит некий итог его деятельности. Но это, конечно, не значит, что от него уже ничего нового не ожидаешь. Все герои этой книги – состоявшиеся мастера, у каждого есть свои темы, свой художественный язык, вокруг каждого уже сложилась своя «легенда». Все они продолжают активно работать и, конечно, еще  могут нас удивить.

 

Александр Ройтбурд. «Ройтбурд vs Караваджо. Опус №5» (2009)

 

Ваш труд дает возможность самим художникам посмотреть на себя со стороны. Совпали ли Ваше видение и их мнение о своем творчестве?

 

Не всегда. Но это закономерно. Для того и существуют критики, искусствоведы, чтобы раскрывать творчество художника с неожиданной, другой, новой стороны.  Да и сама книга предназначена не столько самим художникам, сколько – зрителям, читателям.  Дискуссии с художниками предполагают несколько иной, более узкопрофессиональный формат – больше аналитики, больше критики. Здесь же задачей было представить творчество художника зрителю с лучшей его стороны, а потому вопросы, сомнения, дискуссии с ним остались «за кадром».

 

Книга Галины Скляренко «Современное искусство Украины. Портреты художников»

 

Есть ли планы по выпуску серии книг о художниках? О ком бы Вы хотели написать еще в первую очередь?

 

Да,  книга понравилась. Сейчас планируется ее издание на украинском и английском языках. А кроме того – еще несколько подобных сборников о художниках, теперь уже разных поколений. К счастью, в Украине есть о ком писать. Но конкретнее пока рассказывать не буду. Пусть все сложится.

 

Галина Скляренко (в центре) и ее герои-художники на презентации издания (V Международны фестиваль “Книжный Арсенал”, 2015 г.)

 

Как Вы оцениваете место украинских художников в мировом арт-процессе?

 

При внешней схожести с мировыми трендами наше искусство очень своеобразно. Его смыслы, метафоры, аллюзии не так уж легко прочитываются «извне». Слишком отличен наш «контекст»,  слишком сложна и малоизвестна миру наша история, культура, особенности жизни. Не даром и сегодняшняя драматическая ситуация в  Украине так по-разному воспринимается  в других странах. Хотя, конечно же, перспективы есть и очень большие. Нужно только профессионально показывать украинское искусство – не просто как «картины на выбор» на любой вкус и в любой интерьер. А прежде всего – как интеллектуальную ценность, как художественно осмысленный уникальный опыт страны, народа, культуры, который неповторим и который  несет миру свои собственные смыслы.