Гранитное яблоко раздора
Вечером 8 декабря группа неизвестных снесла памятник Владимиру Ленину в центре Киева. Абсолютно предсказуемо событие стало тем яблоком раздора, о которое будет точить зубы не одно поколение политиков, историков, журналистов и всех, кому не лень.
Подарив на долгую память повод для жарких споров и фундамент для нечестных политических игр, гранитный Ильич, говоря словами Маяковского, показал, что «Ленин и теперь живее всех живых». Сегодня, когда пресловутые лебедь, рак и щука уже тянут общественное мнение в разные стороны, ART UKRAINE узнал у известных украинских культурологов, искусствоведов, журналистов, художников, историков и критиков о том, что же они думают о прощальном падении символа, занозы, гриба, а еще тирана и диктатора, словом, Владимира Ленина.
Алиса Ложкина, критик и культуролог, главный редактор журнала ART UKRAINE
Ситуация с разрушением памятника Ленину симптоматична. Не хочется сейчас обсуждать эстетические достоинства данного монумента, так как в данном случае, это не имеет никакого значения. Вопрос остро политический и, увы, показательный во всех отношениях.
С одной стороны, очевидна провокация и манипулирование общественным сознанием, когда позитивный посыл мирного общественного протеста уже во второй раз (первой была администрация президента) канализируется и сводится к понятной и тиражируемой брутальной картинке тотального беспредела. Да, можно было бы расценивать данное событие исключительно в контексте явной или скрытой провокации власти, которой, по сути, оно и является. Однако в данном случае печально показательной является реакция на свержение монумента со стороны баррикад. Всеобщее ликование, волна ура-патриотической риторики и медийного психоза воочию демонстрирует все коллективные травмы современного украинского общества. Да, очевидно, мы так до сих пор и не преодолели постсоветские комплексы, и у нас не сформировалось цивилизованное отношение к публичному пространству. Киев в последние годы так активно уродовали хаотичной застройкой и установкой десятков безобразных скульптурных объектов, что в обществе как-то исчезло понимание ценности городского пространства как такового. В этой ситуации хулиганство и вандализм, еще и на волне революционного подъема, уже никого не способны особо удивить.
Постамент памятника на следующий день поле сноса
Конечно, сейчас не время для трезвости и, как известно, в моменты острой социальной напряженности действует своя логика и как никогда обнажаются архетипы коллективного поведения, заложенные в исторической памяти той или иной общности. Да, реальное протестное движение оказывается очень далеким от кабинетных размышлений о судьбах и даже так называемое «протестное искусство» смотрится малоубедительно и, порой, лживо на фоне тысяч людей, поющих повстанческие песни у дымящихся бочек и с душой выкрикивающих зачастую весьма сомнительные лозунги. Привычно закавыченные или революционно освобожденные от условностей реальность, правда и жизнь во всех диалектических противоречиях - сейчас они именно там, на заснеженной и окруженной со всех сторон войсками площади. В этой реальности смешалось правое и левое, и уже очень сложно во всеобщем накале страстей отделить лирику от квазифашистской риторики. И эта правда о нас самих, отраженная в глазах тысяч и тысяч соотечественников, не всегда так убаюкивающее приятна, как лакированная действительность из учебника или лубочный патриотический гопачок под очередную дату.
Сегодня отечественное правительство, против которого на баррикадах в центре столицы стоят тысячи простых людей, активно готовится к двухсотлетнему юбилею со дня рождения Тараса Шевченко. Так вот, очевидно, пришло время перечитать свежим взглядом нашего заплесневелого от лобызания жирными чиновничьими губами «кобзаря», которого уже не первый режим пытается превратить в закостеневшую официозную мумию и который, тем не менее, незримо присутствует именно там, на улицах восставшего города. У Шевченко о духе украинского бунта все очень честно, подробно и без обиняков написано.
На следующий день после сноса памятника
Сейчас самое время смотреть реальности в лицо. Но надо понимать, что эта реальность может оказаться весьма далекой от комфортной и обжитой символической территории фейсбука. И во время очередного революционного чекина или создания selfy-фоточки на фоне баррикад в фокусе все чаще оказываются призраки – Колиивщины, Махно, Холодного Яра. Владимир Ильич в почетной компании исторических фантомов всегда был не последним человеком, а теперь, после ритуальной расправы над его гранитным двойником, думаю, его позиции только укрепились. Ведь вообще Ленин, как завещал нам Сергей Курехин, был грибом и радиоволной, и вчерашние события, таким образом, можно рассматривать не иначе как коллективную галлюцинацию. Остается пожелать всем нам, чтобы это психоделическое переживание не обернулась бэд трипом, к котрому на данный момент (вечер понедельника) все идет. Символично, что постамент вождя пролетариата остался пуст и как бы замер в ожидании нового героя.
Аксинья Курина, журналист, киновед, креативный продюсер
Снос памятника таким образом – акт вандализма, и это заслуживает порицания. Однако гораздо больше меня огорчает восторженная реакция толпы. Просто какое-то первобытное варварство – пляски над поверженным идолом.
Ассоциации это вызывает крайне пессимистичные – Германия после 1933 года, время уничтожения «дегенеративного искусства» и публичного сжигания книг под аплодисменты и улюлюканье добропорядочных обывателей.
Сравнение уничтожение памятника Ленину с разрушением берлинской стены – откровенная спекуляция. Стена – была стратегическим объектом, а не художественным, ГДР - тоталитарным государством, в котором граждане были лишены каких-либо демократических инструментов. В Украине, к счастью, дело обстоит не так, и я очень надеюсь что мы не сползем в тоталитаризм.
В идеале должны были бы пройти общественные слушанья, дискуссия, а затем должно было последовать решение граждан, что делать с памятником.
Замечу также, что большая часть людей участвующая в диких танцах не владеет информацией, элементарно мало что знает о деятельности Ленина и не знакомо с его наследием. Отнюдь не призываю к активному погружению в «ленинизм», но прежде чем писать, что Ленин и Гитлер – одно и тоже, следует ну хотя бы пролистать какие-нибудь «13 опытов о Ленине» Жижека. Я не вхожу в фан-клуб Владимира Ильича, однако уверена, что знание и анализ должно предшествовать действию.
Очевидно, что мы имеем дело с механизмом психологической проекции, то есть субъект переносит на внешний объект свои страхи, фобии. Иначе говоря, происходит «демонизация» объекта.
Во всем мире десятки памятников Ленина, в том числе в Европе и США, на которые так любят ссылаться украинские «евроинтеграторы». И думаю, что скульптура братьев Гао не последняя.
Тревожит то, что следующей мишенью этих головорезов могут стать современные художники, писатели, которые создают «неправильное» с точки зрения ВО «Свобода» искусство.
На следующий день после сноса памятника
Скверно, что политические последствия от этого события также будут негативные, этот информационный повод будут еще долго использовать самые одиозные персонажи украинского политикума.
На мой взгляд, памятник имел историческую и художественную ценность, а также, подозреваю, внушительную рыночную стоимость. И если для прежде толерантных киевлян он вдруг стал невыносим, можно было его продать и пустить средства на нужды города.
Откровенно говоря, комментарии искусствоведов, оправдывающих акт вандализма то отсутствием художественной ценности, то персоной Ленина, ничего, кроме сарказма не вызывают. Имеет ли художественную ценность скульптурный новодел на Пейзажной аллее, Михайловской площади, да на том же Майдане Независимости? Этично ли ставить памятник «серийной убийце» княгине Ольге, или терпеть «символ антисемитизма» Богдана Хмельницкого?
Владимир Сергийчук, украинский историк, профессор, член Академии наук высшей школы Украины
Бездеятельность власти в выполнении собственных решений о ликвидации символов тоталитарного режима и привела к тому, что произошло в воскресенье - народ решил действовать, так сказать, стихийно. Стоит отметить, что еще президентом Кравчуком был подписан указ о ликвидации монумента, который позже повторяли его преемники. Однако, несмотря на это, никто указ не исполнял, так как не было политической воли. Так вот, в воскресенье эту политическую волю проявил сам народ - это все, что я могу сказать.
Николай Яковина, президент Украинского национального комитета Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест "ICOMOS ", художник , архитектор
Этот памятник появился в Киеве в послевоенное время, в 1946 году. По свидетельствам одного профессора и по совместительству моего преподавателя истории искусств в Львовском институте декоративного и прикладного искусства, Сергей Меркуров (скульптор, создавший памятник Ленину – ред.) в Киев не приезжал, то есть не имел представления о сложившейся в городе архитектурной ситуации.
Предоставленная им скульптура ранее была выполнена как часть парной композиции (Ленин-Сталин) для отделки советского павильона на Международной выставке в Нью – Йорке, таким образом памятник не был рассчитан на обозрение со всех сторон.
Кроме того, монумент нельзя считать оригинальным, так как он 7 или 8 раз был продублирован в различных материалах и установлен по всему СССР - от Новосибирска до Еревана. Кажется, в Новосибирске до сих пор сохранился памятник Ленину, который с легкостью узнают киевляне.
Что касается постамента, то еще до войны его готовили под памятник Пушкину, однако этот проект не удалось реализовать.
Когда за дело берутся непрофессионалы, рождаются легенды, - отсюда и разговоры о том, что скульпутра находится под защитой ЮНЕСКО.
Осенью 2009 года правительственный комитет утвердил постановление об изъятии шести монументов (в числе которых, как вы понимаете, был и этот памятник) из госреестра.
Решением правительства монумент был удален из реестра, однако политические страсти, которые разгорелись в связи с его повреждением в 2009 году, попрепятствовали демонтажу, а Киевская городская государственная администраиция даже нашла какие-то средства на реставрацию скульптуры. Стоит отметить, что из-за этих повреждений были уничтожены важные элементы памятника, в следствии чего он потерял свою аутентичность.
Ну и напоследок - один интересный факт о скульпторе Меркурове: во время работы над прототипом киевского монумента Ленину он создал наиболее откровенное порнографическое произведение в истории советского искусства – Азбуку для взрослых. Не уверен, что кто-то еще в то время решался на что-либо подобное. До сих пор непонятно, была ли эта графическая серия издана малым тиражом, или же ее напечатал сам художник.
Сергей Меркуров, скульптор
Саша Курмаз, художник
Я имел возможность непосредственно наблюдать за процессом расчленения "тела". Довольно жалкое зрелище — оголтелая публика с криками «Слава нации – смерть ворогам!» х**рила молотом остатки памятника в надежде отхватить кусочек на сувенир домой. И эти люди говорят о европейских ценностях? Сказать, что это событие как-то положительно повлияло на меня, я не могу. Сказать, что облик города стал лучше и город только выиграл от этого – возможно, но не такими же методами.
В целом, акция по смещению вождя сдается мне спланированной провокацией с целью дискредитировать сегодняшний Евромайдан, и послужить формальным поводом для применения силы в отношении мирной демонстрации. Кроме художественной ценности, эта скульптура несла еще и ценность историческую, что в данном случае было отправной точкой для ее уничтожения.
Екатерина Стукалова, арт-критик, куратор
Как и многим другим, мне сложно дать однозначную оценку этому событию. Поэтому постараюсь изложить свою позицию во всем богатстве ее психопатологического спектра.
Как коренная киевлянка, я успела привыкнуть к Ленину на бульваре Шевченка. Ленин на площади Октябрьской Революции появился уже при моей жизни и довольно быстро из нее исчез, как раз с развалом Советского Союза. Ленин же на бульваре Шевченка успел стать частью моей городской рутины с самого рождения. Гладиолусы, которые росли раньше на Крещатике, Центральный гастроном с вкусной колбасой в серой бумаге, магазин "Мистецтво", особенно второй, букинистический этаж, "Детский мир" в Пассаже, Бессарабка, на которой мы с бабушкой делали праздничные покупки - памятник Ленину основательно и крепко затесался в этот ностальгический ряд. Поэтому мне сложно однозначно приветствовать его снос.
Как искусствовед, я не одобряю вообще никакого уничтожения произведений искусства. В противном случае, я бы до сих пор работала в Art Ukraine, а не уволилась бы в знак протеста против уничтожения мурала Вовы Кузнецова. Спор о художественной ценности считаю в таких случаях оружием лицемера. Я за перенесение в специальный парк, в другой контекст, музеефикацию, что угодно, но только не уничтожение. Меркуровскую скульптуру саму по себе я бы не причисляла к уникальным произведениям искусства. Но памятник в целом имеет (а точнее имел) безусловную историческую ценность, плюс, его архитектурное, пространственное решение было довольно удачно и могло бы служить неплохим наглядным пособием для новоявленных декораторов Киева, замусоривших его многочисленными "фэшн-парками" и старушками с кравчучками и без. С другой стороны, если за столько лет не послужило, то уже и не послужит.
Третья точка зрения - меня как гражданина. В этом качестве я могу откинуть все свои ностальгические чувства, потому что понимаю, какой болезненной, травматической занозой торчал этот памятник в теле нашей государственности все эти годы. Еще в ранней юности, будучи свидетельницей перестройки, я стала приверженницей идей покаяния, очищения, люстрации, и ради этого я готова наступить на горло своей ностальгии. С меньшей легкостью, но я все-таки готова поступиться своими антивандальными искусствоведческими принципами - зная, что на протяжении 22 лет власти юлили как только могли, чтобы оставить эту занозу, не порывать с прошлым, не сжечь мостов. Именно это нежелание вылечить болезнь в острой стадии, привело ее к стадии хронической, когда болезнь манифестирует себя не так зримо, но приводит к осложнениям, инвалидности и смерти. Именно затягивание уже официально утвержденного Киеврадой демонтажа памятника Ленину привело к тому, что его демонтировали пламенные революционеры.
Хотелось бы, чтобы этот эпизод революции стал бы для нее самой хорошим уроком. Как я написала на фейсбуке сразу после уничтожения памятника - если уж избавляться от памятника Ленину, то надо избавляться и от ленинских методов построения светлого будущего.
И последнее: к сожалению, уверена, что харьковский мэр Михаил Добкин не читает Art Ukraine, но вдруг до него как-то дойдет эта информация: в Киеве продолжает разрушаться усадьба Мурашко, так что пусть лучше свои сто тысяч он потратит на ее восстановление, чем на воссоздание источника постоянного конфликта в обществе.
Алексей Радинский, участник Центра визуальной культуры, редактор журнала "Политическая критика"
Вот мой видеокомментарий к жалкой националистической истерике, в которую превращается уличное восстание. Независимо от исхода восстания, эту истерику нам придется наблюдать еще долго. И мы не сможем просто закрыть окно браузера, чтобы она прекратилась.
Оксана Баршинова, заведующая отделом искусства ХХ - начала ХХI века Национального художественного музея Украины, преподаватель истории современного искусства на кафедре теории и истории искусства НАИИА
Мне кажется, обсуждая снос памятника Ленину в Киеве, нужно расставаться с иллюзиями. Нет никакой художественной ценности у памятников вождям, тиранам и диктаторам - a priori. Об этом, кстати, писали исследователи тоталитарного искусства: видимо, все дело в каноне, которому следовали более жестко в этом случае, чем в других, и ни о какой мало-мальской творческой свободе речь не шла. Тем более, что довольно быстро образ Ильича вышел в тираж, и киевский памятник не исключение. Факт того, что он демонстрировался на выставке в Нью-Йорке и т.д. представляет скорее исторический или культурологический интерес, и не имеет никакого отношения к его художественной уникальности.
Второе. Я заметила, что как-то вдруг стали звучать слова о некой якобы значительности Меркулова как художника. Простите, а с кем сравнивали? С Архипенко? Манцу? Джакометти? Муром? Меркулов - типичный соцреалистический поденщик, который часто повторял не только уже найденные приемы, но и целые скульптуры (как и в нашем случае). Благодаря чему вошел в историю как один из одиозных творцов соцреалистического канона.
Насколько я знаю, отсутствие художественной ценности было в данном случае уже давно "диагностировано", Ленин вошел в реестр памятников, подлежащих демонтажу. Каждый неравнодушный к судьбе нашего культурного наследия и исторической памяти мог при желании ознакомиться со списком памятников (составленным специалистами, а не политиками, кстати) и выразить свое несогласие. Наличие палаток КПУ возле памятника сильно политизировало ситуацию и накалило страсти вокруг него. Поэтому обвинение в вандализме несколько неуместно. Опять-таки - интересовался кто-нибудь - где уже демонтированные памятники? Какова их судьба и будущее? Нужно быть гражданином во все времена, а не только от случая к случаю.
Я лично за цивилизованное решение любых вопросов, в том числе и проблемы присутствия памятников советской эпохи в пространстве города. На мой взгляд, Ленину не место в центре Киева, его роль в мировой и украинской истории уже определена и вряд ли будет пересмотрена. Но это ни в коей мере не означает уничтожения памятников. Я за Парк скульптуры, аналогичный существующим в Венгрии или Литве. Такое собрание артефактов сразу расставляет все на свои места - и мифическую художественную ценность, и значение целой эпохи в истории, и память, и уважение к наследию и т.д.
На самом деле этот снос памятника Ленину может стать началом очень важной дискуссии о художественной ценности соцреализма и критериях оценки советского искусства вообще. Для меня лично этот вопрос не праздный и я надеюсь вернуться к нему в будущем.
Алена Костенко