И сказал Бог Каину: где Авель, брат твой?

В отличие от Оранжевой революции 2004 года, на волне которой самоорганизовалось художественное объединение РЕП – ставшее самым значимым в украинском искусстве последнего десятилетия – актуальная революция на сегодняшний день так и не породила в профессиональном поле искусства ничего существенного. Ее достоянием стало искусство народное, искусство «креативного кластера» – катализатором которого стало fb-сообщество Страйк Плакат. Не профессионализируя сферу революционного, с первых дней Евромайдана художники, в том числе и РЕПовцы, принимают в нем участие скорее как гражданские активисты - создавая, правда, собственные плакаты и лозунги. Хотя, казалось бы, именно сейчас должна появится новая и самая масштабная работа в серии Владимира Кузнецова “Колиивщина”.

И все же, искусство неизменно отражает настроения в обществе, часто неосознанно предвосхищая знаковые события, угадывая символы будущего. В этом смысле пророческим стал неожиданный проект днепропетровского художника Никиты Шаленного “Где брат твой?”, посвященный силовикам, украинской мафии и извечным кровавым конфликтам. И хотя проект был задуман и реализован осенью, до происшествий на Майдане (после которых, очевидно, едва ли мог бы быть осуществлен) и фактически с ними никак не связан, его визуальность отсылает к самым актуальным событиям и их героям.

Известность за пределами родного города Никита Шаленный получил после участия в PinchukArtCentre Prize 2011, где представил работу “Одиночество”. Красочная и доступная история о “маленьких” молодых людях – клоуне и его подружке, резиновой кукле, которые, как и большинство современных людей, являются игрушками в руках большого капитала – тронула широкую публику. Как следствие именно Никита Шаленный получил приз зрительских симпатий в рамках Премии. 

Однако, в родном Днепропетровске Никита Шаленный уже не раз удостаивался персональных выставок и в целом, на фоне небогатой художественной жизни города, по праву является местной звездой от современного искусства. Именно поэтому новая, но по словам инсайдеров, уже третья по значимости (после арт-центров “Квартира” и “Я Галерея” в Днепропетровске; и среди вышеупомянутых обладающая лучшей экспозиционной площадкой) галерея “АртСвит” пригласила Шаленного сделать персональный проект. 

После пусть и не лишенного концепции, но несколько декоративного “Одиночества” проект Никиты Шаленного “Где брат твой?” выглядит достаточно сильно. Приняв приглашение новой местной галереи, он решил поработать именно с проблемным для Днепропетровска контекстом.  

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

В основе проекта - конфликт, первичное кровавое противостояние сил, которое становится двигателем истории. В украинском народном искусстве и памяти сохранилось бесчисленное множество упоминаний о конфликте. Никита Шаленный прослеживает историческую преемственность совремнных противостояний, сравнивая рейдерские захваты заводов и криминальные разборки с военными походами древних князей:

“Кто такие казаки на чайках? Герои или прообразы современных боевиков на черных джипах? Почему должно болеть сердце? Потому что мать навсегда прощается с сыном, или от того, что этот сын погибнет, сражаясь за чужие интересы чужих людей, воюющих между собой за материальные блага?

На современном этапе спираль истории повторяет проекции старых персонажей в обновленной оболочке, но характер их действий остается тем же. Казак – боевик. Князь – олигарх. Войско – частное агентство охраны, выполняющее роль небольшой боевой группы. Князь-младший брат убивает князя-старшего брата – олигарх заказывает олигарха.”

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

Днепропетровск же предстает конфликтной почвой, родиной известных политиков и рейдеров: “Создавать этот проект в Днепропетровске особенно интересно. Остроты ситуации добавляет тот факт, что именно Днепропетровск – это родина новых варягов – рейдеров и современных князей – крупных олигархов в моей стране.”

В названии проекта – цитата из Ветхого Завета, отсылающая к первородному конфликту между братьями Каином и Авелем. “Где брат твой?” - спросил Бог Каина. Никита Шаленный переадресовывает этот вопрос всем конфликтующим сторонам.

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

Чтобы подчеркнуть цикличность происходящего Никита Шаленный создал для своего проекта саунд-трек, состоящий из старых и новых украинских песен, а также оригинального трека музыканта Stich. В целом идея саунд-трека, как и создание атмосферы “украинского вестерна” - для чего и предназначалось музыкальное сопровождение - характерны для Шаленного. Судя еще по проекту “Одиночество”, художнику очень близка эстетика классического голливудского кино, да и в целом кино-реальности. Она сильно влияет на визуальность его работ: например, построение как живописной (“Одиночество”), так и фото-композиции (“Где брат твой?”) уподобляется построению кадра в фильме.

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

Собственно, сам проект “Где брат твой?” состоит из двух частей, органично расположившихся на двух разных этажах галереи и объединяемых музыкальным сопровождением. Первая часть представляет собой результат по сути кураторской работы Никиты Шаленного с коллекцией галереи, которая, к слову, ориентирована все же не на молодое современное, а на модернистское украинское искусство. В рамках своего проекта Шаленный представил гравюру из коллекции галереи (в основе которой частное собрание ее основателя) – работы разных авторов, в основном иллюстрации к украинским литературным произведениям, летописям, легендам, а также историческим событиям советского прошлого. Несколько неслучайно включенных в экспозицию гравюр в стилистике поздней советской пропаганды изображают величие человеческого труда и красоту завода. Эти работы символизируют в нашем прошлом годы созидательного затишья перед началом новых разрушений – ведь очень скоро именно заводы стали объектами рейдерских захватов, новыми полями боя за материальные блага.

Г. Якутович,  Битва народа с войсками, линогравюра 

В. Куткин, Все в бой, Из серии станковых листов ко Дню Победы "Народ мой есть, народ мой всегда будет", 1976, литография 

Гравюра авторства Василия Хвороста непосредственно изображает Днепропетровский завод имени Карла Либкнехта – сегодня силами Виктора Пинчука самый модернизированный украинский завод Интерпайп, с «эко-производством» и пятью арт-обьектами, созданными Олафуром Элиассоном специально для завода.

Василий Хворост, Завод имени К. Либкнехта, Линогравюра

Вторая часть проекта посвящена собственно бойцам. Она представляет собой серию фотографий – для которой Никите Шаленному позировали бойцы одного из современных украинских спецподразделений, в собственной экипировке и амуниции. На сегодняшний день, пожалуй, именно это делает работу Никиты Шаленного особо значимой – ведь по-настоящему взаимодействуя с отдельными, в данном случае маргинализированными  членами общества, по принципу Realpolitik искусство становится Realart.

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

Эта серия фото представляет собой краткую историю из жизни рейдеров: вот они играючи захватывают проходную завода; вот воруют «заказанного» олигарха и пытают его с невозмутимостью и хладнокровием специалистов – не зря автор композиционно цитирует «Урок анатомии доктора Тюльпа» Рембрандта; вот они выстроились позади своего трофея – пакета из супермаркета, в котором угадываются очертания головы; а вот они, образуя причудливый узор, и сами мертвые лежат в осенней балке – как отработанный материал. Место центральной работы проекта позже заняла своеобразная инсталляция из елочных украшений, по форме отсылающая к канонам церковной росписи и изображающая кульминацию рейдерского захвата, где у стен завода столкнулись в кровавой бойне две противодействующие группировки.

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

 

Никита Шаленный, "Где брат твой?", 2013

Автор преисполнен сочувствия к бойцам. Он очарован величием простых ребят, которые через жертвенность исключают себя из лав простых смертных и становятся полу-людьми-полу-богами, супергероями, священными маргиналами. Отсюда гомо-эстетичность работ Шаленного: по сути, они являют собой похвалу красоте спортивного мужского тела, любование мужеством и силой.

С позиций гуманизма художник подчеркивает ценность каждой отдельной человеческой жизни. Он критикует бесконечные конфликты за распределение материальных благ, в которых бойцы исконно становятся пушечным мясом. Эти конфликты по сути своей априори бессмысленны, ведь их следствие, по словам Шаленного, всегда одинаково: “Мать (“берегиня”) продолжает рожать красивых сыновей, сыновья (разрушители), вырастая, убивают друг друга. Мать снова плачет, земля снова все забирает.”

Единственное, чего, по моему мнению, не учел автор – это жажда насилия ради насилия, которую, очевидно, испытывают люди, культивирующие и обнажающие свое животное, нарочито маскулинное начало. А также то, что в отличии от обреченных священных жертв в древней Греции, сегодня каждый свободен делать самостоятельно выбор и изменить свой путь, если он ведет в тупик.

Выставка Никиты Шаленного "Где брат твой?" проходит в галерее "АртСвит" до 13 февраля.

 

Анна Цыба