Любовь на «Соусе»: adults only

27 марта 2015 г. в COYC Gallery в Херсоні открылась выставка, ставшая итогом всего того, что резиденты  творческого союза «Соуса» показали в проекте «зАТО ЛЮБОВ». В подробностях о ней для ART UKRAINE написала Юлия Манукян. 

 

 

«Меняю пафос на гипофиз» 

 

Художник Александр Печерский

 

«Только живые фотографии. Только Настоящие девочки. Современное общество втоптало в пошлую грязь священный акт любви. А мы отмоем и отчистим, расправим и повесим моменты любви. И внесем капельку юмора. НЕ СЕКС, А ИСКУССТВО». 

 

Вконтакте

 

Вот мы и повесили в нашей галерее, наконец, «моменты любви». На радость себе и публике, состоявшей в массе своей из представителей местной творческой и околотворческой тусовки – людей более-менее подготовленных, с подходящим бэкграундом, и потому способных оценить увиденное с точки зрения арта и соответствия его заявленным месседжам.

 

Не то чтобы мы сами не сомневались. Разговоры о выставке с переменным энтузиазмом велись месяца два. Тема висла по причине очевидной – «Страна в огне, а мы – о п***де». Родину безнадежно засасывал военный конфликт, ФБ и ТВ услужливо поставляли новости с передовых, военкоматы исправно рассылали повестки… А нам грезились плотские радости – вопреки. А мы мечтали о вояжах в другие города – множить арт-сущности. В общем, никто не хотел умирать.

 

На таких разрушительных для психики диссонансах и возникают протесты: вы нам – смерть, мы вам – жизнь. Сочиняя достойный ответ пляске смерти, особенно активной в периоды войн. Измышляя культурные способы вырвать экзистенцию из лап Танатоса. Меняя, в конце концов, пафос на гипофиз.

 

Макс Афанасьев. Из серии «Детонация»

 

Опять же – весна, панове. А еще Ветхим Заветом рекомендовано некоторые вещи разводить по времени и степени релевантности. Есть время культивировать героический дух, а есть время проходить мимо. И любовь к родине здесь не причем. Мы с упорством навеки проклятых доказываем свое право на рефлексию не потому, что героев отрицаем, а потому, что менее всего нам хочется уподобляться «придворным менестрелям», тонко чувствующим, кому надо пропеть «Аллилуйя», а кого – облить хулой.

 

Хотя мы тоже стараемся не выпадать из общих настроений. Не желая быть причисленными к «сепарам», совершили изящный (с нашей точки зрения) патриотический пируэт – перевели анонс мероприятия на «ридну мову». О чем, кстати, не пожалели – текст «заиграл» неожиданными аббревиатурами вроде В.А.У. (виставка авторських уявлень).

 

А «уявляли» они провокационно – ибо «срамота» (спасибо «соусному» троллю Виктору Петровичу) оказалась тем самым динамитом, разворотившим нетолстый слой необременительной для моралистов «пристойной непристойности»: «Не, ну баба голая, симпатичная – вполне». А мастурбация или, боже упаси, коитус (и не всегда straight) – это уже песни из другой, не такой легкой оперы. Родина и здесь указала «мытцям» их место, издав закон, запрещающий в официально зарегистрированных фотолабораториях распечатывать работы предосудительного содержания. Работники «домов фото» негодовали с нами в унисон, уверяя, что и сами видят: это не «порнуха», а искусство, но уклонялись жестко – ссылаясь на штрафы и прочие административные последствия. Так что, простите, господа иногородние художники, быть распечатанными на домашнем принтере – это теперь ваша и наша судьба. Впрочем, отличную серию «Воображаемая любовь» Kinder Album и Сергея Мельниченко, работы Марины Фроловой, Елены Субач, Вячеслава Полякова, Кирилла Коваленко, а также остроумные диптихи Стаса Остроуса убить оказалось не так-то легко (закон, конечно, dura, но арт живучее).

 

О молодых и подающих

 

Безусловно, хороша картина «Fillers» Ольги Пузырь. На нее бросался всяк в галерею входящий – от людей вне тусовки до маститых художников. Это первая работа из будущей серии, а замысел ее автор трактует так: «Герои в выходной день, герои незащищены и уязвимы, герои нового дня и вчерашних забот, герои в быту (хочешь быть героем для меня?). Тело как инструмент для достижения цели. Герой нематериален, вопрос потребления товаров и людей сведен к нулю, есть только цель и идея, «наши и чужие». Наполнить ли героев романтичными смыслами или переформатировать, а, может, заново внедрить в реалии ежедневного быта?».

 

«Игра в героев» от Пузырь – и забава, и вызов (гомофобам, в частности), и повод взбодрить запорошенный «агитпропом» мозг.

 

Еще одно яркое впечатление – серия рисунков «Селфи» Юлии Логачевой, работы со столь явным «насильственным» подтекстом, что все потребовали объяснений. Нате: «Работа автобиографическая, как по форме (ибо позирую себе сама), так и по содержанию – передаю опыт и впечатления, пережитые мною лично.Собственно, речь идет о чувствах, которые равно как приятны, так и мучительны для автора, а, стало быть, и для героини моих картинок... О наваждении, которое разъедает изнутри. Визуально метафора передана толстой веткой тополя, которая насквозь пронзает тело девушки в области груди. Эта работа – прежде всего, о человеческой хрупкости, беззащитности, виктимности. Героиня как бы просит о помощи окружающих, которые, впрочем, не хотят ни понять, ни поддержать себе подобного в бедственном положении, а наоборот: «слабость», «изъян» - это лишь повод для общества надругаться и унизить. Хотелось затронуть вечную тему аутсайдерства и одиночества. Как-то меня спросили, а почему они почти все голые на твоих картинках… Ответ: потому что для толпы нет ничего более сладостного, чем обесчестить одного, быстро выявить того, кто не такой как все, и этим уже априори таит в себе опасность, – схватить и раздеть всем на смех... А уж является ли это кульминацией или только началом расправы – зависит от того, насколько большую угрозу несет твоя личность».

 

Сентиментально и жестко одновременно. Посетители были по-настоящему тронуты той степенью открытости автора, которая есть акт поистине гражданского мужества во времена, когда искренность все чаще путают со страстью к грязному белью.

 

Юлия Логачева. Из серии «Селфи»

 

Над всей экспозицией висела на ниточке та самая «п***да», которой все обычно накрывается, – удивительно натуралистичный слепок с натуры, исполненный Риной Васильченко, причем сакральных отверстий было несколько – со всех сторон. «Чтобы никто не ушел обиженным». Автор заложила еще один смысл: это – Дамоклов меч, который имеет тенденцию зависать и угрожать… Апокалипсис в потенции.

 

Константина Терещенко, представившего работу «Слезки похоти», принято в глаза называть «экстравагантным» и «продвинутым», а за глаза – пожимать плечами и даже бросаться ярлыками типа «салонный». Во-первых, он разный, и есть у него работы, действительно, покруче. Во-вторых, нам нужна была определенная тематика и Костя в этом смысле нам абсолютно угодил. А в-третьих, он, при всей своей (уже доказанной) уникальности, находится в постоянном поиске и мне, например, интересно, что с ним будет 5, 10 и т.д. лет спустя. К слову, эти прихотливые изгибы составили эффектный контраст с «наивным» полотном Александра Печерского: две дамы «ню» - одна субтильная, а вторая одарена сверх всякой меры и по доброму протягивает более тощей фемине насос - подкачайся, подруга, не пожалеешь; короче, на лицо извечный конфликт постно-плоского и возбуждающе объемного. Намек прозрачен – в эротическом контексте женщины с формами имеют больше шансов на успех.

 

О маститых

 

Их было целых три – Вячеслав Машницкий, Стас Волязловский, Александр Жуковский. Велика им дяка – не побрезговали мероприятием, добровольно отдали свои работы (я опять пыталась выкрасть «целующихся девушек» Машницкого. Дивная, дивная работа!). Саша Жуковский задел за живое «наивным» вуайеризмом – девчонки купаются в ставке, мальчишки подсматривают и вожделеют… Жизнь! 

 

Волязловский же выдал «свежак», не поленившись в рекордно короткие для него сроки (ночами не спавши) «выпустить» стенгазету, в коей делился своим не самым удачным любовным опытом. За что получил полные карманы сочувствия и понимания от зрителей мужского пола.

 

Семён Храмцов. Из серии «six-sex-tests»

 

О «дигитале»

 

Да, мы тоже не лыком шиты, «цифровое» искусство понимаем и приветствуем. А кормчим на этом продвинутом пути выступил Макс Афанасьев, работы которого мы знаем по Интернету (ввиду нашего присутствия в кругу его ФБ-друзей). Люди же, не знающие, хвалили отличную живопись и удивлялись, что это не совсем традиционное «масло». И, хватая Макса за руку, горячо рекомендовали ему не робеть и перейти в привычный «пастоз». Не-е-т, господа, у нас другие планы – устроить выставку digital art. И пусть «цифровики» сойдутся в баттле…

 

О текстах

 

В программе значились стихи. Народ, лениво ожидавший монотонного распева в стиле Бродского, был мгновенно выведен из коматоза импровизированным слэмом – в рифмоплетстве соревновались Волязловский (отжегший, как всегда, в сфере сексуальных девиаций), Юля Логачева и Владимир Рейнхарт. Последний просто заворожил своими «плетьми наслаждений» и «железными секс-машинами». Пассионарий эротического слога, прости господи :)

 

Ну, а завершил этот литературный салон Александр Зырянов с не новой, но идеально вписавшейся в тему пьесой «Похождения Мелиссы» – «Одноактная пьеса о трудовом будничном дне двух оперуполномоченных. Есть дно. Есть порнография. Но с ней борются». Для чтения реплик своих героев автор выдернул добровольцев из публики, так что обещанный интерактив состоялся.

 

Макс Афанасьев. Из серии «Детонация»

 

Об акционизме

 

Гостей встречал и развлекал эксгибиционист от арта (перформанс Семена Храмцова и Андрея Лусты) – распахивая плащ, чтобы показать… о, нет, не то, чем природ одарила, а рисунок Саши Жуковского, впрочем, самого эротического содержания. Этот вульгарный (намеренно) акционизм был воспринят посетителями вполне адекватно. Цитирую Юрия Николаевича Житняка, экономиста: «Через сексуальное удовольствие легко увидеть проблемы современного человека: изоляцию, одиночество и крайнюю зацикленность на себе. Поэтому ключевые словами культурной акции «СОУСА» «зАТО – любовь» звучат, как «просто» и «честно». Благодаря им можно переварить даже самое экстравагантное зрелище, в котором избежали игры в морализаторство, избавления от ложного стыда. И, наконец, участники культурной акции внесли свой вклад в повестку дня — в стеб над охранителями нравственности. Фишка акции была в тесте на ханжество через образ «городского извращенца». В этом смысле акция провоцировала на готовность обнаружить в себе этого «извращенца» и не побояться взглянуть ему в глаза. В итоге получилось качественно, умно и ничуть не пошло».

 

О провокациях

 

Куратор выставки Семен Храмцов в своем исследовательском порыве зашел довольно далеко – предложив присутствующим пройти (пародийный) тест Роршаха. Смех смехом, а результаты показательны: интеллигентные люди заметно напрягались в своем нежелании видеть откровенные «генитальные» символы и выдавали такие ответы, что впору их отправлять к сексологу – ребята явно боятся обвинений в эротомании. Неинтеллигентные не боялись ничего и безыскусно называли вещи своими именами. И все же, как человек, ценящий интеллект и воображение, радуюсь, что непростая трактовка «фрезеровщики за станком» победила плебейскую «п***ду с ушами» :)

 

Юлия Логачева. Из серии «Селфи»

 

Мнения 

 

Итак, у нас свой пафос. Вопрос только в том, к чему он приложим в рамках нынешнего культурного дискурса?

 

А к вечному – ортодоксальной любви, пусть все это и есть пированье во время чумы, как считает Макс Афанасьев, арт-директор ЦМИ «Тотем». И добавляет: «Любовь когда-нибудь победит жадность. Пока любовь теряет своё первоначальное значение, выступая приставкой к идеальному чувству к родине. Может, всё изменится, когда патриотизм переквалифицируется из социального феномена ненависти в социальный феномен созидания. Здесь я не могу не привести цитату одного пожилого философа из соседнего государства:

 

«Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно». (Л.Н. Толстой)

 

Семён Храмцов. Из серии «six-sex-tests»

 

Сейчас в основополагающей триаде интересов человечества - «Секс», «Смерть», «Скандал». Хочется хотя бы в плане восстановительного релакса обратиться к сексу. И первоначально выставку Семён Храмцов задумывал как оду Любови. Однако из неё вычленить чистый Эрос, увязающий в вездесущих осадках Танатоса, уже сложно. Возможно, этот чистый эликсир, Love concentrate можно синтезировать из работ Марины Фроловой. Но в остальном вся конфликтность и патологичность современных тенденций осеменяет и наш мир, расположенный в 10000 световых лет от цивилизации. Может, надо было ограничиться выставкой китайского эротического плаката и совместным просмотром «Эммануэль- 3». Но, блин, всегда хочется узнать: а как у нас, кто чего рисует и как у него это получается. Из того, что Семён отобрал, мне показалось, что получается у всех. Может, не всегда в любви, но в творчестве наверняка. Места бы побольше».

 

Николай Гоманюк, драматург и социолог, видит в мероприятии четкий отсыл к постперестроечному прошлому: «Выставка «зАТО любовь» произвела на меня неизгладимое. Меня как будто макнули в 90-е. Или даже в перестройку. Вот даже на уровне тел. Художественный квартирник – это ли не прелесть? Не поймешь, чего было больше – ощущения свободы или запрета. Вроде бы все открыто, но нет – какое-то подполье ощущается. Думаю, это от активного присутствия перформативного компонента. Его поддали эксгибиционист-демонстратор работы Жуковского А. Луста и куратор С. Храмцов, который систематически перфорировал черные стены галереи своим белым расписным пиджаком. И тут еще Волязловские-Блок, вольготно возлегающие на леопардовой постели. Короче, прямо целый хэппиниг получился. Так что смотреть «Любовь» мало. Надо участвовать».

 

Макс Афанасьев. Из серии «Детонация»

 

СЛОВО КУРАТОРУ:

 

Семен Храмцов: «Культу Войны противопоставить можно только Культ Любви. Война несет смерть, любовь несет жизнь. Война деструктивна, любовь созидательна. Как качественная война – это искусство, так и подход к любви должен быть искусным. Центром силы становится такие сущности, как любовь, секс, порно, соитие, оплодотворение… Используя эти теги и задачу (а задача – противостояние военной агрессии), можно изобретать эффективные инструменты для ее решения. В качестве закрепления этой теории мы сделали событие, посвященное исключительно Любви в ее незавуалированном пропагандой виде, без сердечек и амуров. Оно заключалось в презентации работ порнографического характера художников, фотографов, писателей и прочих творцов юга Украины. А также перформанс о парковом извращенце – инвалиде любви, читки пьесы и поэзия, тестирование посетителей на уровень развращенности, песни о любви и прочее. Это событие – всего лишь манифест, один полупиксель той картины, которая может отображать нашу действительность в будущем, если эту мысль взять на вооружение.

 

Вот еще несколько идей для развития этой теории:

 

  1. Легализировать проституцию, тем самым уменьшив психологическое напряжение в обществе.
  2. Устроить сексуальную революцию, что очень популяризирует страну и даст соседним народам повод для зависти.
  3. Для изобретателей-футурологов: изобрести оргазмическую пушку или защитное любовное поле, попав в которое агрессор получает дозу дофамина или парализующий оргазм.
  4. Обнаженные люди как символ свободы. Они могут быть эффективным способом индикации консервативно настроенных граждан, в которых аккумулирована агрессия, и которые могут быть проводниками войны.

Лучшие мировые умы смогут придумать оружие сопротивления, основанное на этой теории. Мы только заявили о том, что смерть победить возможно, тут нужен разумный, а главное – культурный подход».

 

Макс Афанасьев. Из серии «Детонация»

 

P.S. Как бы кто ни относился к Анатолию Ульянову (не одобряя его за ультра-пацифизм, в том числе), это один из самых лучших арт-критиков и его мнение стоит того, чтобы стать окончательным оправданием наших усилий:

 

«Одно из худших извращений – табу на красоту. Не существует ни одной здоровой причины, по которой Прекрасное может быть запрещено и спрятано за занавес из стыда и болтовни о морали, нравственности и т.н. непристойностях. Цензоры Прекрасного не имеют оправданий. Напротив, именно они являются носителями того зла, которое порицают. Зачастую, именно их больное восприятие рождает пугающие сексуальные сюжеты, не имеющие к подлинной красоте никакого отношения. Красота всегда естественна. Попытки утаить её – это предательство самой природы».

 

Увы, обо всех участниках выставки в одной статье не расскажешь. Между тем, благодарим каждого:

 

- Наталья Блок (Херсон)
- Анна Храмцова (Херсон)
- Владимир Рейнхарт (Херсон)
- Слава Поляков (Львов-Херсон-Одесса)
- Елена Субач (Львов)
- Марина Фролова (АР Крым)
- Сергей Мельниченко (Николаев)
- Киндер Албум (Львов)
- Ольга Ланник (Одеса)
- Кирилл Коваленко (Симферополь)
- Стас Остроус (Херсон)
- Константин Терещенко (Херсон)
- Юля Логачева (Херсон)
- Стас Волязловский (Мир)
- Вячеслав Машницкий (Херсон)
- Ольга Пузырь (Херсон)
- Рина Васильченко (Херсон)
- Семен Храмцов (Херсон)
- Александр Зарянов (Херсон)
- Макс Афанасьев (Херсон)
- Андрей Луста (Херсон)