Министерство в оцеплении культуры

О том, что в Украине существует Министерство культуры, мы узнали в тот момент, когда оно предупредило, что может прекратить деятельность греко-католической церкви после выступлений на сцене Майдана. До этого министерство культуры мы старались не замечать, да и, в общем, подзабыли, что это такое. Но нам напомнили, и даже неоднократно.

После того, как беркутовцы разбили палатки возле художественного музея и закоптили скульптуры, министр Леонид Новохатько созвал пресс-конференцию и объявил, что культура в стране – на гране отчаяния. Вот посмотрите, из-за этой революции, будь она проклята, учреждения в центре Киева не дополучили аж два миллиона рублей! А что будет с музеем? Вдруг из него растащат реликвии? А если окна выбьют? Министр распереживался за культуру и в эмоциях сказал, что хочет как можно скорее забыть Майдан как нелепый сон. А следом зачем-то рассказал про очередное «уникальное издание», посвященное Тарасу Григорьевичу Шевченко, которое при полной финансовой поддержке министерства будет напечатано к двухсотлетию. После пресс-конференции министр подошел ко мне близко-близко и промурлыкал: «Я вас не утомил?» Спустя пару дней он с таким же кошачьим лизохвостством подошел к художнице Ане Звягинцевой, державшей плакат «Хватит отчитываться, давайте страйковать», взял под локоток и сказал: «Что легче – работать или страйковать?».

Министр культуры Леонид Новохатько и художница Анна Звягинцева, фото: Александр Бурлака

Эти подробности приводятся не для того, чтобы показать лицо человека, возглавляющего ведомство, которое представляет одно из самых важных стратегических направлений страны, а чтобы создать эмоциональный портрет всей системы. Система эта, как видно, строится на заигрывании с публикой и на игнорировании реальных потребностей.

Министр культуры Леонид Новохатько, фото: Александр Бурлака

Уже трижды художники из Инициативы самозащиты трудящихся искусства проводили пикеты под зданием министерства в Киеве. Во время первой пробы к ним вышла одна из сотрудниц и довольно долго выясняла, что их тревожит. По словам Алевтины Кахидзе, это заставило ее начать изучать то, по каким принципам работает ведомство. Действительно, Майдан обнажил абсолютно все раны государства, от которого чиновники планомерно отрезают по кусочку. И речь не только о коррупции. Речь и об устаревших программах, которые принимаются из года в год без обсуждения вопроса, нужды ли они вообще. Вот кому надобно одна тысяча девятьсот девятое издание Шевченко? На этот вопрос министр культуры ответил мне четко: «Всем…»

Принципы работы министерства культуры можно рассмотреть через бюджет. В 2012 году бюджет ведомства составил 2 миллиарда 182,5 миллионов гривен, чуть меньше четырех процентов от общего бюджета страны. Из этих средств 509,4 миллиона было выделено на библиотеки, музеи, заповедники и прочие учреждения культуры. На общенациональные культурно-художественные события государство потратило 31,9 миллиона гривен, а на президентские гранты на проекты молодых деятелей культуры и искусства – 178,3 тысячи (отечественные фонды, не говоря уже об иностранных, как мы знаем, тратят на это гораздо больше). При этом 20 миллионов ежегодно тратится на закупку книг для публичных библиотек. То есть пополнение запасов мест, давно утративших связь с реальными потребностями общества и требующих полной реформации, является одним из приоритетов. Также немало денег тратится на все, что связано с именем Шевченко и мероприятиями товарищества «Просвещение». Совершенно очевидно, что средства распределяются не так, как хотелось бы деятелям этой сферы.

Принципы работы министерства культуры можно рассмотреть и через кадровую политику. За последние восемь лет в Украине главы ведомств сменялись аж шесть раз. То есть каждому из чиновников было отведено чуть больше года на то, чтобы наладить работу. Можно ли за такие сроки сделать что-то существенное, кроме барахтанья в бюрократическом болоте неприбыльной сферы? Нет: чиновник почти все это время тянет себя за волосы, чтобы остаться на плаву. Подписание бумаг, дипломатические визиты, оттягивание времени для принятия важных решений – этим занимается чиновник, и вся машина работает под него. Любая инициатива сотрудников является для него головной болью, потому сотрудники особой инициативы не проявляют. Система сама от себя устает.

Однажды министерство инициировало «Ярмарку идей для культуры», которая должна была дать приток новых смыслов и форматов в информационно-культурное пространство, которое и должно формировать ведомство. В итоге чиновники получили всего 29 заявок, большинство проектов – проведение фестивалей и конкурсов, а около 20 процентов предполагали создание интернет-порталов, онлайн-библиотек, виртуальных музеев и электронных изданий. Вполне можно представить, какого примерно толка эти проекты. Где были в тот момент культурные инноваторы и идейные вдохновители лучших украинских проектов? Почему не подали заявки?

В этом и состоит главный вопрос, когда разговор заходит о неэффективности работы министерства культуры. Между министерством и культурой – необъятная пропасть. Самые интересные и важные для развития страны проекты создаются на средства зарубежных, реже местных фондов, предпринимателей «нового образца», осознающих, что культура производит инновации, которые спустя время окажут оздоровительное действие на экономику, на худой конец – за счет бартера. Реальные деятели культуры вкручивают энергосберегающие лампочки и заботятся о будущем, а государство все еще закупает обычные лампочки накаливания, которые перегорают, перегорают, перегорают. Так, может, стоит показать государству, чем энергосберегающие лучше?

Художница Алевтина Кахидзе, фото: Александр Бурлака

Акции протеста ИСТИ под министерством были немногочисленны: собрали не больше пятнадцати человек из представителей художественного сообщества. Потому, наверное, Новохатько и позволил себе промурчать что-то несущественное, ухватив художницу под локоток – он просто не понял, что все это всерьез. Зато он понял, что мы (пока что) фактически ничего не знаем о той машине, на которую он работает, и в этом его главный козырь. А задача реальной культуры теперь – стать равной по силе своему ведомству, научиться влиять на него и требовать. Как сказал Мартин Лютер Кинг, если любишь мир, то нужно научиться организовываться столь же эффективно, как и те, кто любит войну. 

 

 

 

Екатерина Сергацкова