Протест Художника

В день, когда Николай Азаров объявил о приостановлении процесса подписания соглашения об ассоциации с ЕС, вечером на Майдан вышло около полутысячи человек. Среди них нетрудно было заметить тех, кого мы привыкли видеть в галереях и арт-центрах. Кажется, первым на Майдан примчался Александр Ройтбурд, следом подтянулись и другие силовики от искусства. На следующий день площадь уже была оккупирована представителями творческой интеллигенции, и вскоре многие из них стали принимать активное участие в протесте, который сейчас достиг критической точки. Катерина Сергацкова поговорила с художниками и кураторами, которые вышли на Майдан, о том, какую роль играет деятель искусства в акциях протеста и может ли он повлиять на общественное мнение.

Маша Рева. Без названия

 


Алевтина Кахидзе, художница


Вот вчера получила письмо от резидента  нашей программы в Музычах  2012 года “The Muzychi Expanded History Project” Марко Стаменковича : «ви протестували?» Да-да, кирилицей. Марко из Сербии. Ответила: «Так, трошки!». Марко в ответ: «трохи завжди достатньо великий, якщо вона йде від серця». Снова кирилицей. Понятно, что он через гугл переводчик эту фразу «произвёл». Ее смысл мне ясен и близок. Считаю, что формулировки «должен ли художник выходить на трибуну» не «должны» существовать в сфере искусства… Каждый решает сам. И если знает, как и что сказать. Я сейчас больше читаю и думаю о том, что происходит, то есть моя вовлеченность в политику усилилась этими днями. Этого отрицать не могу. Я была на Майдане, чтобы понаблюдать. Собираюсь снова, но уже в более очерченной форме.Может ли художественный акт изменить общественное мнение, направить его в другое русло? Да. Приведу пример, правда, теоретический. У нас в Музычах есть озеро, берега бы его стояли чистыми-чистыми… если бы не Рыбаки, которые приезжают из соседних сел и даже из Киева, и оставляют мусор после себя. Пару лет назад я действовала как активистка, организовав уборку берегов озера от мусора с соседями. Не прошло и года, как снова то же самое… Рыбаки даже не заметили, что берега озера «вдруг» стали чистыми. Они как сорили, так и сорят… Мнение соседей, которое принимали участие в уборке (общественное мнение): нет возможности заявить Рыбакам о присутствии ещё кого-то рядом, тех, кому они доставляют хлопоты и огорчение. Так вот, если я пройдусь вокруг озера с включённым радио, главное чтобы был хороший усилитель, в тот самый момент, когда у рыбаков самый клёв - это будет протест художника… Очень яркий протест, тот, который подействует на Рыбаков… Кстати, я изменю общественное мнение моих соседей, что ничего, мол, с Рыбаками не сделать: нет возможности заявить о присутствии ещё кого-то рядом с ними…

Маша Рева, дизайнер


Художники отличаются от основной массы людей тем, что они могут через свое искусство, через акции, перформансы, говорить, что они думают, анализировать то, что происходит, и каким-то образом людям об этом рассказывать. Я считаю, что в этом смысле художник должен участвовать в акциях протеста. Ты можешь пропустить все это через себя, показать свою точку зрения, можешь показать срез настроения людей, срез политики. Если ты как художник готов коммуницировать, то это правильно. Вот я пришла сегодня на Майдан, нарисовала плакат - это то, что я думаю и хочу сказать. 


Александр Ройтбурд, художник


Художнику не обязательно участвовать в акциях протеста. В принципе как и студенту не обязательно, и слесарю не обязательно - никому не обязательно. Это зависит не от профессии, а от того, насколько человек ощущает себя гражданином, и художник может ощущать себя ответственным гражданином своей страны, если его позиция совпадает с тем, за что или против чего идет протест. Я не рвался на трибуну и не особо хотел выступать, не знал, что говорить, но когда поднялся туда, то почувствовал какое-то общее настроение и отреагировал на него как художник. Меня раздражали попытки говорить со взрослыми людьми, которые пришли на площадь, потому что сделали какой-то свой нравственный выбор, как с неразумными детьми, которым на уровне детского садика или пионерлагеря надо очевидные вещи объяснять. Поэтому я решил перевести все в другую плоскость. Считаю, что этому Майдану отчасти не хватило формата «Окупай», а формат, наиболее полезный для силовых сценариев, по-моему отпугнул часть людей, которые в создаваемой атмосфере психоза не очень комфортно себя чувствовали. Что касается способности художественного акта повлиять на ситуацию и изменить общественное мнение, то иногда способен, да. Например, когда Давид Черны в Праге покрасил танк в розовый цвет, это сразу десакрализовало, или скорее на символическом уровне сняло устоявшийся в сознании чехов и словаков страх перед советской военной машиной, который довлел над ними с 1968 года. Он взял символ – танк – и превратил его в большую детскую игрушку. На этом уровне произошла десакрализация. А у нас вот Олекса Манн опубликовал слоганы в духе лоскутовской Монстрации, вместо примитивно дидактической риторики – такой абсурдизм образца мая 68-го в Париже. Лично мне это более симпатично. 


Леся Хоменко, художница


Вважаю, що художник має виходити на протести так само, як і інші громадяни. Акції протесту в широкому сенсі - це для мене трохи абстрактно. Я з недовірою ставлюсь до людей - художників або ні, - які протестують відразу проти всіх проявів несправедливості. Це розпорошує сили і знижує ефективність. Що ж до питання про соціальні акції взагалі, то я позитивно ставлюсь до художньої участі в протестах - художники працюють з ідеями і це може збагатити той чи інший рух, вивести його на новий рівень, нейтралізувавши безвихідь лобового протистояння. Єдина незручність полягає в тому, що іноді художнику треба більше часу для рефлексії, ніж є в мінливих умовах політичного будення.


Олексій Золотарьов, скульптор


Майдан - не політична акція взагалі. Дивно, що зараз відбувається: у нас молоді люди знають по чотири мови, пишуть прекрасні статті, постійно і професійно працюють - весь цей заряд зараз тут сконцентрований, тому що якийсь час тому у нас була закрита країна, ми перебували в банці, а зараз вона вся розкрилася. Важливо відповісти на питання: де ми знаходимося. Ми край Росії чи край Європи? Або ми центр чогось нового? У Європі прогресує депресія, а у нас нічого такого немає, тому що Україна - це країна можливостей, тут народжується громадянське суспільство, правда. Свідоме.Я не вірив, що таке можливо після 2004 року. Українець почав усвідомлювати себе українцем. Це величезний позитив. І як в цьому може не брати участі художник? Зрозуміло, що ми не повинні робити піар-акції, інсталяції та скульптури, ми просто повинні брати в цьому участь, не бути байдужими. Не будучи байдужим, ми закладаємо каркас для скульптури, яка ще тільки будується. Тому я кожен день тут стою, до пізньої ночі. Зараз формується критична маса людей, яка буде усвідомлювати Україну. Те, що відбувається, дуже надихає. Що таке Україна з Євросоюзом? Це означає, що відкриваються ринки. Та вони відчиняються не лише для металургії та іншого бізнесу, разом з тим для нас уможливлюється вільний доступ для перевезення робіт за кордон, наприклад. Це дуже важливо! Це відкриття можливостей для художників.Чому у нас відбуваються ці сварки між художниками, кураторами, галеристами? Тому що вони борються за цей маленький шматочок пирога, який ми маємо в нинішній ситуації. А якщо ми вийдемо на європейський простір, то з'являться інші завдання: потрібно буде тримати рівень, потрібно буде заслужити до себе інтерес.


Маша Рева. Беркут


Олекса Манн, художник


Я человек достаточно аполитичный и презрительно отношусь к «политикам» и любому политиканству. Это не мои интересы. Но сейчас сложилась такая ситуация, что в стороне от процессов, происходящих в обществе, я быть не хочу. Это для меня выбор будущего - как персонального, так и будущего страны. Борьба между цивилизацией и варварством. Перспективы жизни с однозначной могилой. Естественно, включаются все резервы, инстинкты самосохранения, фантазия, и начинаешь действовать. Художник всегда реагирует на проявления жизни. Тут у нас воровским образом крадут будущее: надо бунтовать.Оказалось, что художники могут быстро организоваться, переформатировать протест из  архаично-националистического бандурного «агро-Майдана» в протест европейский и молодой. Придумать новые свежие лозунги. Сделать визуальный ряд. Четко и грамотно транслировать свои идеи. Публично выступать. Предложить несколько рациональных идей, за которыми пойдут люди. Убедить отказаться от риторики «смерть ворогам» и тому подобных вещей, которая откровенно раздражает своей неуместностью в процессе европейского выбора. Самоорганизация художников дает свои позитивные плоды. Вся проблема бунтов в Украине - в их удивительной заскорузлости, как мозоль на ноге у вислоусого селянина, что сидит в темном углу в глубине хаты-мазанки. На такие вещи невозможно подтянуть людей, тем более молодых. Оказалось, что художники могут противостоять милиции и в уличных заварухах. Когда в первые дни у мусоров появилась мода заходить свиньей в толпу и забирать у нас какую-то элементарную фигню, противостояли им как раз и молодые художники, литераторы, журналисты, врачи, архитекторы, рекламисты и музыканты. И противостояли бесстрашно. А получали весь спектр ментовских услуг по защите граждан, начиная от газа и заканчивая дубиной. Мы сейчас имеем все шансы скинуть эту кодлу и разметать весь упырятник. Мы делаем выбор между системой, где упыри находятся в телевизионном сериале и системой, где упыри правят страной и заражают все вокруг. Благодаря чему весь народ тоже становится упырями. Выбор между системой, где действуют рычаги и противовесы, и системой, где всегда будет бесперспективный рабовладельческий строй. Между системой, где есть разнообразие, и системой, где всегда будет серость и однообразие. Между свободой и мусарней.


Владимир Кадыгроб, арт-менеджер

 
Участие в акциях протеста – это личное дело художника как гражданина, а его участие как художника зависит от его гражданской позиции и художественной стратегии. Если эти два фактора совпадают, что-то может получиться.Может ли художественный акт повлиять на изменение общественного мнения? Я не уверен в существовании сегодня общественного мнения как такового. Косвенно повлиять на мнение отдельных лиц и групп возможно. Но мне кажется, задача художника - не влиять, а поднимать вопрос, предложить взглянуть на проблему чуть глубже и провоцировать дискуссию. В этом художник может быть весьма успешен.

Гриця Эрде, иллюстратор


Как человек, рожденный в Советском Союзе, и как художник, чьи вкусы, эстетику и мнение воспитывала Европа, я протестую против ада в лице насилия, деградации, бессмыслия, бесстрашной глупости. Для меня это война идей, эстетик, моралей, вкусов и истин. Сегодняшний протест - вне профессий и призваний. Это борьба за свободу и честь - первичные человеческие составные. Это протест против власти, ценностями которой является не народ, а территория. Сейчас у моего народа пытаются отнять свободу выбирать, как жить. Если ми это разрешим, у нас заберут свободу передвигаться по миру - достаточно вспомнить, как было с туризмом и путешествиями в советское время. За нас будут решать, что кушать - ведь было так и в советское время. Я абсолютна уверена, что если не снести существующую власть в тартарары сейчас же, мне скоро скажут, что рисовать! Поэтому меня позиция власти задевает лично. И я лично хочу убедиться в ее отставке.К сожалению, именно сейчас я не могу находится на Майдане, но выхожу на улицы во Львове. Я не из тех, кто будет стоять всю ночь, скандируя лозунги, или толкать речи на трибуне. Мирная демонстрация не по мне. Я больше готова сесть сейчас же на свою лошадь и поскакать рубить головы врагам. Но я лично знаю многих художников, фотографов, журналистов и поэтов, которые сейчас в Киеве, на Майдане, и которые делают очень много, значительно больше, чем ожидается от художника, и я уверена, они изменят ход событий, потому что среди них есть лидеры, харизматичные и четкие философы, которых я не вижу среди политиков. Именно среди них сейчас рождаются идеи, которые изменят нас и окончательно свергнут самодеятельных орков. Именно сейчас, когда политиков никто не слушает, нужно художникам, писателям, артистам и прочим креативщикам громко и внятно оглашать ценности и вектор.Много кто говорит, что Европу надо начинать с себя. Думаю те, кто выходит на улицы Киева, Львова, Житомира, Донецка, Ужгорода, с собой уже разобрались. А также разобрались, куда хотят и куда точно не хотят.Художник, если он так чувствует, должен выходить и говорить, вести за собой свою аудиторию, развеивать сомнения. Не каждый художник сможет изречь трактат, но каждый может выйти из своей заляпанной берлоги и составить часть этого гигантского организма, который так яростно борется с болезнью.Художник или нет, любой из нас должен делать все, что в силах, потому что завтра может наступить «Расстрелянное Возрождение».Художник всегда реагирует на происходящее в социуме. Если художник как Ривера и Сикейрос, то он поведет за собой, будь то акт или текст. На общественное мнение влияет не сам художественный акт, а, скорее, личность художника, то, насколько он активен, насколько готов прорубить стену. Художественний акт обычно слишком завуалирован либо чрезмерно агрессивен. Что касается нашей ситуации, тут понадобится чуть больше, чем просто перформанс – например, залить бетоном резиденцию или атаковать кабмин на гигатских резиновых утках. Тут не место ироничным и размытым выходкам глупцов с концепциями. Тут нужны методы проще, понятней, резче, доступней для понимания. Что толку, если кто-то выбежит, тряся разрисованными сиськами, или пригвоздит яйцо к «Ауди». Нет, нужен жесткий адекват и хладнокровная конкретика. Сейчас не цель - обратить внимание на свою личность. Сейчас цель - обратить внимание всего мира на то, что последнее слово за нами.

Виталий Кравец, художник


Нищие часто не понимают, зачем богатым столько денег. «Зачем ему столько денег, которые он не сможет потратить за жизнь? Да и дети, и внуки не смогут». Деньги – эквивалент власти. Но это не единственный способ воздействия, люди существа нестабильные, эмоциональные, и поэтому тут в силу вступает искусство.Особый интерес представляют художественные произведения, транслирующие события, которые отражают эпоху, угощают эмоционально-информационным салатом. Сейчас очень модным и актуальным является акционизм, он состоит из остроумия, агрессии и знаковости и приправлен масштабностью, членовредительством и документальной чернухой. Художник превращается в героя или жертву, а произведения - в поступок. Акционизм наблюдался уже у дадаистов и русских футуристов. Теперь же это все приобретает масштабы, действительно имеющие влияние на судьбы и жизни. Pussy Riot сидят два года в тюряге, а кто-то висит две недели на стенке в галерее.  Очевидно, у кого больше шансов повлиять на мнения и решения миллионов в онлайн режиме.Недавно Pussy Riot заняли 16-е место в рейтинге 100 самых влиятельных мыслителей года по версии журнала Foreign Policy, в котором другие известные представители России Евгений Касперский и Алексей Навальный заняли 40-е и 45-е места. Еще они вошли в список самых впечатляющих людей года по версии американского новостного портала Business Insider, заняв в списке 15-е место.Я уже писал у себя в Facebook: каждый может повлиять на ход событий. Если ты ассенизатор, тогда бери свой чан с гавном и отвези его по назначению, после этого, как не крути, — ты уже художник. Если ты скотовод, приведи пару сотен голов скота на Майдан, если ты ментяра – уволься! А хороший и состоявшийся художник может просто-напросто подать пример. Было приятно встретить на Майдане Владимира Будникова с Владой Ралко, Александра Ройтбурда... Все они - столпы нашего дела, да и просто европейские люди. За ними пойдет народ, а это уже результат.

Мария Куликовская, художница


Художник должен играть важнейшую и решающую роль на митингах, акциях протестов, я бы даже сказала – формотворческую и инициаторскую роль, и даже предлагать и создавать новые роли. Ведь кто как не художник или художница? Митинги, страйки, протестные акции - все они имеют форму запланированного перформанса, который перерастает часто в хеппенинг, всегда сопровождаются яркими лаконичными картинками, плакатами – это в некой мере основа артикуляции и донесения идей и посыла, требования любого массового собрания людей. Очень интересно наблюдать и приходить к выводу, что каждый митингующий становится художником/художницей, ведь если мы говорим о мирных акциях протестов, то единственными средствами социума в донесении своих требований являются художественные. Так кто как не креативный класс должен брать инициативу в свои руки и возглавлять и направлять подобные акции?На вопрос о том, может ли художественный акт повлиять на общественное мнение, в принципе можно ответить однозначно, но я не буду этого делать, так как художники/художницы бывают разные, и их художественные стратегии так же. Первое, что хочется отметить – в большей части зависит от самого художника/художницы, от их политической позиции и воли. Ведь на сегодняшний момент говорить и разделять искусство на критическое и просто искусство – глупо, просто потому, что на сегодняшний день все, что мы можем назвать искусством, по своей сути критическое. Но на сколько сильна концентрация критического посыла в той или иной работе, – это уже как раз дело самого художника/художницы, и потому это в большей части зависит от нас, художников, насколько, то, что мы продуцируем, производим, высказываем, может влиять или менять что-то в нашем социуме, сознании, в мире. Просто несколько примеров, чтоб не быть многословной, так как и все всё сами понимают – художественно-политическое высказывание группы Pussy Riot, к чему все привело во всех отношениях, известно, хотя как по мне - финал еще не случился, перформансы Петра Павленского, того же Олега Кулика, Йозефа Бойса, Марины Абрамович…. Можно продолжать еще очень долго. Их работа над общественным сознанием через художественное высказывание по-моему очевидна, прекрасна, сильна и просто восхитительна. Во всяком случае, именно мы, работники культуры и искусства, пишем историю. А какого она будет качества, зависит только от нас.

 

 

Екатерина Сергацкова