Владимир Наумец и одесское неофициальное искусство

На этой неделе в Одесском художественном музее состоится открытие выставки Владимира Наумца. О становлении, новаторстве и сферах творчества художника рассказывает автор ART UKRAINE Маша Целоева.

 

25 июля Одесский художественный музей открывает выставку работ Владимира Наумца из одесских собраний.

 

Выставка состоялась благодаря участию Музея современного искусства Одессы, галереи ХудПромо и Dymchuk Gallery, при поддержке Вячеслава Стоянова, Василия Рябченко и Виктора Маринюка.

 

Владимир Наумец принадлежит к той же славной плеяде одесских художников-нонконформистов, вышедших на художественную сцену в 196070-е годы, что и Валентин Хрущ, Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб и Виктор Маринюк. Но в этом ряду его имя стоит несколько особняком. Окончив Одесское художественное училище в 1964 году (преподаватель — Дина Фрумина), в 1970 году он покинул Одессу, поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). В то время на фоне академических художественных институтов это был один из самых свободных вузов страны. У лучших выпускников Строгановки сильный профессионализм сочетался с творческой свободой и интересом к актуальным тенденциям в искусстве. В период обучения на монументальном отделении Строгановского училища Наумец увлёкся монументальным искусством Древней Руси, храмовыми фресками, изобразительным и образно-символическим языком иконописи.

 

Владимир Наумец, Спас. Картон, масло, 1984 (из коллекции МСИО)

 

По окончании училища Владимир Наумец попадает в круг московских художников-нонконформистов. С 1976 года он стал членом, так называемого, городского комитета художников-графиков, чей легендарный выставочный зал находился на улице Малой Грузинской, 26. В этом объединении он вошел в группу 21-го, который сочетал интерес к религиозному искусству с классическими и концептуальными поисками.

 

В конце 70-х – начале 80-х годов, Наумец сближается с художниками круга московских концептуалистов, принимая участие в акциях группы «Коллективные действия». В своих станковых вещах этого времени Наумец применяет методы концептуалистов для нового прочтения языка религиозного искусства (проект «Анализ категории знаков»). Кроме того, художник активно работает в жанре перформансов и акций («Знак на снегу», «Отстригание дыма», «Подарок» и др., 1982 г.). Одновременно с этим Наумец  активно экспериментирует с фактурами, в частности с левкасами, а также совершенствует свое мастерство в такой, казалось бы, консервативной дисциплине, как римская мозаика (в 1988 году он стал членом Международной ассоциации художников-мозаистов, (AIMCA), Равенна, Италия).

 

Владимир Наумец, Удвоение. Холст, масло, 140х120 см, 1989 г. (из коллекции Одесского художественного музея)

 

Тем не менее, в это время художник не порывает связей с родиной. Он постоянно наведывается в Одессу, а его московская мастерская на Солянке всегда была местом притяжения для приезжавших в Москву одесских художников, выступая своего рода одесским посольством при сообществе московских художников авангардистов.

 

Один из его приездов в Одессу (1973 год) ознаменован тесной творческой коллаборацией с Валентином Хрущом, в результате которой в творчестве Хруща произошел перелом в сторону абстрактной живописи с элементами «бедной» эстетики. Многие исследователи считают этот период наивысшим взлетом Валентина Хруща. Именно Наумец познакомил Хруща с творчеством каталанского художника Антонио Тапиеса, оказавшего впоследствии большое влияние как на самих Хруща и Наумца, так и на целый круг близких Хрущу одесских художников. К этому же периоду относится работа Владимира Наумца «Табак утром и вечером», посвященная Валентину Хрущу.

 

В 1979 году Владимир Наумец принимал участие в виртуальной неофициальной выставке «Современное искусство из Украины» (Нью Йорк, Париж, Лондон, Мюнхен) и был представлен в ее каталоге.

 

Владимир Наумец, Без названия. Холст, масло, 1995 г. (из коллекции галереи Худпромо)

 

В 1980-х во время «горбачевской» перестройки Владимир Наумец примкнул к группе молодых художников, объединению «Детский сад», в который входили Андрей Ройтер, Николай Филатов, Гарик «Бикапо» Виноградов и другие, заняв в этой группе позицию неформального лидера и «гуру». В этот период он активно интересуется неофигуративными течениями в современном искусстве, в частности, немецким неоэкспрессионизмом. Тогда же Наумец пишет огромные экспрессивные работы. В них, задолго до проникновения на территорию тогдашнего союза субкультуры советского стрит арта и граффити, он одним из первых начинает использовать аэрозоли. Его живопись того периода также имела отголоски и в одесском неофициальном искусстве.

 

В 1989 году художник переезжает в Германию. С этого времени он живет и работает в Кёльне, периодически приезжая в Одессу. Владимир Наумец участвовал в больших выставочных проектах Украины, среди которых «Отстригание дыма», (Музей современного искусства Одессы, 2012),  «Просвет», (галерея Худпромо, Одесса, 2012), Art Kyiv Contemporary (Мистецький Арсенал, 2012).

 

Работы Владимира Наумца находятся в коллекциях Музея «Zimmerli» (США), Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig Wien (Вена, Австрия), Museum Ludwig (Кёльн, Германия), Gallery of Modern and Contemporary Art (Сан-Марино), МСИО, многочисленных частных собраниях в Украине и за рубежом.

 

 

Об авторе:
Маша Целоева — заведующая выставочным отделом Одесского художественного музея, автор ART UKRAINE.