Ангел-хранитель венской Альбертины

В феврале в одном из крупнейших музеев Вены Альбертине было открыто новое выставочное пространство – Галереи Титце. Отныне они будут использоваться для временных выставок графики и печатных произведений.

 

Галереи были названы именем известного венского историка искусств Ганса Титце (1880-1954), которому, по признанию директора музея Клауса Шредера, Альбертина фактически обязана своим существованием.

 

Ганс Титце родился в 1880 г. в Праге, но когда мальчику было 14, его семья переехала в столицу империи – Вену. Именно там Титце изучал историю искусств, а позже преподавал ее в Венском университете в звании профессора.

 

После поражения в Первой мировой войне и краха империи молодая республика Австрия столкнулась с необходимостью скорейших перемен в обществе и полной реорганизации его институтов. Ганс Титце был частью тех молодых и активных сил, действующих в послевоенной Австрии и фактически сформировавших ее нынешнюю идентичность. Он был убежденным социал-демократом и сделал многое для продвижения искусства в массы и повышения качества образования в сфере искусств. Например, одной из его целей было обучение студентов факультетов искусствоведения на оригинальном материале, для чего в Альбертине был создан Учебный холл (Studiensaal), где студенты, ученые и специалисты в сфере искусств и по сей день могут работать с подлинниками из музейного собрания.

 

Ганс Титце (c) Privatbesitz

 

Помимо этого, будучи главой отдела музеев и охраны исторических памятников австрийского Министерства просвещения, Титце полностью реорганизовал систему государственных музеев Вены, создав ее в том виде, в котором она существует и поныне. В частности, именно по его инициативе в 1921 г. собрание графики Альбертины было объединено с коллекцией гравюр на меди Австрийской национальной библиотеки, что подарило Вене уникальную коллекцию, объединяющую все виды графических искусств и не имеющую аналогов в мире. Впоследствии, в тяжелые годы кризиса, успешная продажа дубликатов, появившихся вследствие объединения двух собраний, позволила музею не только выжить, но и приобрести немало ценных объектов искусства XIX и ХХ столетий, в том числе крупную коллекцию рисунков Альбрехта Дюрера, которая является и по сей день важнейшей частью собрания Альбертины.

 

Но, пожалуй, главным вкладом Ганса Титце в дело развития и существования Альбертины как музея можно считать спасение им ее коллекции от продажи с молотка. Причем спасал Титце Альбертину дважды. В первом случае, в 1919 г., вырученные от продажи коллекции музея средства предполагалось пустить на выплату контрибуций государствам-победителям в Первой мировой войне. Уже была достигнута договоренность с музеями Гарварда о передаче им большой части коллекции, когда Ганс Титце развернул в прессе кампанию по спасению культурного наследия Австрии. Посредством ряда статей и эссе, опубликованных им в газетах о значимости коллекции Альбертины для австрийского национального самосознания, а также путем намеренного разглашения секретной информации о готовящейся продаже коллекции, Титце удалось заставить правительство отказаться от своих планов, и музейное собрание было спасено. Вторая попытка продать коллекцию Альбертины была предпринята правительством австрофашистов в 1936 г. Тогда Титце опубликовал знаменитый призыв к общественности во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» - он просил предотвратить незаконную продажу и снова не остался незамеченным – коллекция осталась неприкосновенной.

 

Эрика Конрат-Титце (c) Privatbesitz

 

После аншлюса Австрии в 1938, когда лица еврейского происхождения были объявлены в стране персонами нон грата, Гансу Титце и его жене Эрике Конрат-Титце, также известному венскому искусствоведу, пришлось иммигрировать в США. Супруги поселились в Нью-Йорке, и в дальнейшем их интересы были сосредоточены на исследовательской деятельности – так, большую часть своего времени Ганс Титце проводил в Библиотеке Фрика, специализирующейся на истории искусств.

 

Чтобы иметь средства к существованию, супругам пришлось продать несколько ценных картин, привезенных ими из Австрии. Среди них был их собственный семейный портрет, написанный еще в Вене молодым австрийским художником Оскаром Кокошкой. Сейчас его можно увидеть в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА).

 

Оскар Кокошка. Портрет Ганса Титце и Эрики Конрат-Титце

 

Ганс Титце умер в Нью-Йорке в 1954 г., Эрика – четырьмя годами позже. В Австрии их помнят: в Вене существует улица Титце, на ограде принадлежавшего им дома висит памятная табличка, а в одном из главных венских музеев теперь действуют галереи, названные именем Титце.

 

До конца года в Галереях Титце можно увидеть следующие выставки:

 

До 10 мая – Sturtevant (Элейн Стертевант)


С 20 мая до 23 августа – литографии и гравюры Эдварда Мунка


С 4 сентября до 10 января 2016 г. – двойная выставка художников-графиков Лионеля Фейнингера и Альфреда Кубина

 

Иллюстрации к материалу предоставлены OENB и Privatbesitz