Арт-Каток или Цифрами по творческому самолюбию. Олег Тистол
В качестве иллюстрации к сегодняшнему материалу – история «из первых рук», рассказанная автору Дэни Кутанем, президентом Общества Поля Сезанна, после смерти Джона Ревальда перенявшего титул ведущего сезанниста планеты. Однажды выпускник юридической школы Амбруаз Воллар, работающий клерком у парижского маршана (арт-дилера по-нашему), увидел работы неизвестного ему художника. Они выпадали из набравшего обороты импрессионизма: яблоки были грузными, цвета броскими, формы изломаны. Воллар заинтересовался работами и, узнав, что художник по фамилии Сезанн живет в Акс-эн-Провансе, в столице появляется редко и много путешествует. Воллар написал художнику письмо, предложив организовать персональную выставку в Париже – от Сезанна требовалось только прислать работы. Ответа он ждал долго, и направил второе письмо, затем третье… Воллару ответила жена художника, попросив более тому не мешать. Начинающий маршан не отчаялся, и поехал в Акс-эн-Прованс лично. С Сезанном он разминулся – тот уехал в Париж на этюды, не оставив никаких контактов. Вернувшись в Париж, Воллар пошел на Монмартр, и наконец нашел «свежие» сезанновские работы, сделанные с одной из парижских крыш. По неким архитектурным деталям он сообразил, в каком районе была создана работа (геолокации в то время не было), приехал туда и стал стучать во все двери, спрашивая, не здесь ли остановился художник. Наконец он нашел нужный доходный дом, однако Сезанн отбыл в провинцию еще накануне.
Чтобы не утомлять читателя, скажем кратко: Амбруаз Воллар стал писать ему каждую неделю, умоляя провести (за счет Воллара) выставку в Париже. Наконец, разгневанный художник сообщил ему, что предоставит работы в обмен на собственный покой – однако при условии предварительного выкупа за символические на то время деньги. В назначенное время Воллар подогнал к поезду из Акса грузовой экипаж – работы необходимо было доставить в целости. Каково же было удивление маршана, когда проводник передал ему грязный мешок: в нем лежали полотна, срезанные с подрамников и свернутые в рулоны. Подрамники были изготовлены заново, и выставка состоялась. На открытие сам художник не явился, посчитав дело бесперспективным, а сделку – закрытой. Познакомились они лично много лет спустя: Сезанн – как признанный мастер, а Воллар – как человек, создавший ему имя.
Есть подозрение, что лишь сумасшедшее терпение арт-дилера сделало Сезанна Сезанном. Сколько таких преданных идее, как Воллар, сегодня? И скольких Сезаннов мировая история живописи упустила, из-за конфликта между самомнением одного и самолюбием другого? Сегодняшний пример из украинского искусства – состоявшийся, ограненный мастер. Какого труда стоил этот процесс тем, кто стоит за художником – остается лишь догадываться.
Олег Тистол, украинский художник, вовремя встретивший своего Амбруаза Воллара. Родился в 1960 году в Николаевской области, Украина. Окончил Киевскую Республиканскую художественную школу (отделение живописи), Львовскую национальную академию искусств. Направления: живопись, скульптура, инсталляция, фотография. Участник 22-й Биеннале в Сан-Паулу (1994), Московской фотобиеннале «Интерфото» (1994), 49-й Венецианской биеннале (2001). С 1987 по 2014 год участвовал в более чем 80-ти персональных и групповых выставках в Украине, России, Словакии, Польше, Норвегии, Франции, Швейцарии, Шотландии, Исландии и США. Работы находятся в постоянном собрании Пинчук Арт Центра (Киев), Stedjelik Museum (Амстердам), Музее истории Москвы, собрании Нортона Доджа (сегодня переданном Rutgers University, США), частных собраниях коммерческих банков Украины, приватных коллекциях ряда стран Европы. Живет и работает в Киеве.
Олег Тистол. «Китаец 4». 2012
По состоянию на апрель 2014 года имеет 30 аукционных историй, из них:
- 10 украинских домов
- 20 международных домов
Общая капитализация публично проданных работ: £179 тыс.
Средняя стоимость работы: £9,4 тыс.
Повторных продаж: 0
Доля нереализованных работ: 30%
- первый выход Олега Тистола на международные торги был неудачным: на лондонском Sotheby’s в 2009 году не были проданы две работы с одинаковым эстимейтом £10-15 тыс.;
- аналогичный эстимейт (£10-15 тыс.) был попробован в том же году на более лояльном к пост-советским художникам Phillips de Pury, получившим российского инвестора: работа «Ялта – город счастья» была реализована за £12,5 тыс.;
- сразу отмечаем, что в первом случае работа была создана в 2002 году (за семь лет до аукциона), во втором – в год его проведения. Теоретически можно допустить, что на Sotheby’s произведение выставил владелец, на Philips de Pury – догадываемся без нашей помощи;
- третьим аукционным домом в истории художника стало киевское «Золотое Сечение», однако работа продана не была, даже при лояльной «украинской» оценочной стоимости в $8-12 тыс.;
- сезоны 2010-2011 стали самыми плодотворными в аукционной истории Олега Тистола: 17 из 30-ти продаж художника были совершены именно в этот период. Результаты приведем кратко: Sotheby’s – три прецедента (одна работа не продана, вторая ушла за £5,5 тыс. при эстимейте в £6-8 тыс., третья за £7,5 тыс. при эстимейте £4-6 тыс.). Christie’s –одна продажа, £10 тыс. (эстимейт £10-15 тыс.). Phillips de Pury – пять прецедентов: £750 (эстимейт £1-1,5 тыс.), £3 тыс. (эстимейт £3-5 тыс.), £4,4 тыс. (эстимейт £4-6 тыс.), £16,2 тыс. (эстимейт £12-18 тыс.), $12,5 тыс. (эстимейт $15-20 тыс.). Bonham’s – двое торгов, в одном случае работа не продана, в другом выручено £2,4 тыс. (эстимейт £2,5-3,5 тыс.). Uppsala Auktionskammare, Швеция – одна продажа 28 тыс. шведских крон (£2,2 тыс., эстимейт превзойден почти вчетверо). «Золотое сечение» – пять торгов, из них два успешных: $1,9 тыс. (эстимейт $2-2,5 тыс.), $16,5 тыс. (эстимейт $8-10 тыс.);
- 2012 год собрал незначительный аукционный урожай (видимо предыдущих сезонов на время художнику и его менеджменту хватило, и они взяли передышку): украинский аукционный дом «Дукат» выставил на торги работу с оценочной стоимостью $8-10 тыс. (не продана), а «Золотое Сечение» втайне от статистических баз продало полотно за $5 тыс., (эстимейт $6-8 тыс.). Получивший статус «свадебного генерала» лорд Марк Полтимор, глава европейского отдела Christie’s, постучал молотком в московской галерее «Эритаж»: Тистола «настучал» на $3 тыс., по нижней границе эстимейта продав работу на благотворительном аукционе;
- 2013 год принес художнику рекордную продажу на настоящий момент: Phillips словно дожидался усечения учредителей и имени, чтобы продать работу за £34,9 тыс., лишь немного не дотянув до верхней границы оценочной стоимости в £25-35 тыс. Вторая продажа Phillips оказалась менее успешной: £13,8 тыс. при эстимейте в £10-15 тыс. За верхнюю планку эстимейта оба раза вырвался Sotheby’s: сначала выручив £8,1 тыс. (£4-6 тыс.), затем на Contemporary East реализовавший работу художника за £22,5 (£12-18 тыс.). Аукционный дом «Дукат» дважды не реализовал работы (в первом случае эстимейт составил $15-20 тыс., во втором – 2-2,5 тыс. гривен). Позднее последняя работа была продана «Дукатом» на благотворительном аукционе в поддержку «Громадського телебачення» по стартовой цене 12 тыс. гривен.
Итого имеем:
- средний эстимейт планомерно возрастал из года в год, к настоящему моменту «холст, масло + нетрадиционные материалы» составляет порядка £10-12 тыс. Разница между оценочной стоимостью на зарубежных и украинских торгах по-прежнему не в нашу пользу (международные торги ставят потенциальную стоимость художника, наши – среднее между рыночной и покупкой со скидкой). Что касается самого ценного периода работы Олега Тистола, его аукционные торги по понятным причинам не выявили: менеджерская ставка была сделана на новосозданные полотна художника.
Олег Тистол не имеет официального сайта и персональной страницы в Facebook, зато его виртуальный быт хорошо организован: на том же Facebook существует публичная страница, полные данные со ссылками в Wikipedia, работы художника можно найти (правильнее сказать: были вовремя размещены) на таких онлайн-ресурсах как Saatchi Gallery и Artmajeur – ведущих Интернет-продавцах искусства. Делами художника в Украине занимается Art Agent Ukr Gallery, возглавляемая единственным симбиозом публичного и профессионального арт-дилера в стране – Игорем Абрамовичем. Его фамилия – неизменный спутник Олега Тистола в кулуарах рынка, и это совершенно не тревожит художника: продажи идут, аукционы охотно принимают и продают его работы.
Олег Тистол – как судья на футбольном поле: самое высокое мастерство рефери – быть незаметным при удачно складывающейся игре. У художника нет скандальных проектов, многочисленных интервью по поводу и без, рекордных продаж «а-ля Криволап» и масштабных работ «а-ля Мась». Тем не менее, когда речь заходит об очередном групповом выезде украинского искусства за рубеж, публика не спрашивает, будет ли Тистол – а совершенно другое: что он на этот раз везет?
Посмотрев на союз художника и арт-дилера, наши коллекционер с инвестором твердо решили, что в Олега Тистола стоит вкладывать деньги, если:
- вы хотите иметь в собрании работы топ-художника своей страны, регулярного участника зарубежных аукционов;
- вы считаете, что если покупать искусство – то из профессиональных рук;
- вам хочется получить в лице арт-дилера ежедневного консультанта;
- вы хотите собрать коллекцию, как Нортон Додж, и передать ее посмертно Национальному музею Украины.
В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если:
- вы опасаетесь, что рекомендации по покупке работ будут состоять лишь из художников, представленных арт-дилером;
- вас пугает низкая результативность художника на украинских торгах, которая обяжет вас везти работу за рубеж;
- вы считаете данные 30-ти аукционных торгов недостаточными для принятия положительного решения, а отсутствие повторных продаж – и вовсе отягчающим фактором;
- вы покинули страну в ноябре и не думаете возвращаться.
До новых встреч. Благо, украинское искусство неисчерпаемо и бесконечно. По крайней мере, в этом нас убеждают арт-дилеры.