Арт-Каток или Цифрами по творческому самолюбию. Василий Цаголов

«Лед тронулся», как говорил известный литературный персонаж. На прошедшей неделе к нам обратился киевский аукционный дом «Золотое сечение» с давно назревшим вопросом, почему мы не приводим неопубликованную ими информацию по состоявшимся продажам. Казалось бы, ответ содержался в самом вопросе: потому что вы ее не публиковали, а цикл материалов «Арт-каток» изначально избрал позицию наблюдателя, которую чаще всего и занимают коллекционер и инвестор. Чтобы не обмениваться бесконечными «сам дурак», мы встретились и качественно пообщались. 

Итоги сообщаем читателю. Украинские аукционы признают, что неопубликованная информация в целом вредит рейтингу отечественных художников, и в ближайшем времени рассчитывают начать подъем с информационного дна. С другой стороны, единоразово этот процесс обеспечить не представляется возможным, и приведенные аукционными домами причины неразглашения (с которыми автор материала отчасти согласен) достаточно веские. К сожалению, мы не можем назвать их, но в целом речь идет об усовершенствовании всех систем – от юридической базы до государственной воли. Однако была достигнута договоренность о совместных действиях, результатом которой станут совместные материалы о функции и роли публичных торгов в Украине и дальнейшее сотрудничество аукционных домов и СМИ. Первого материала стоит ожидать уже в ближайшей печатной версии ART UKRAINE. Другие украинские аукционные дома с легкой руки «Золотого сечения» на подходе.

Так случилось, что первый материал после начала информационного сотрудничества с украинскими аукционными домами, улыбается читателю злой усмешкой. Наш сегодняшний герой, по досконально проверенной информации, ни разу не был продан на публичных торгах в пределах страны. Однако это не единственный его анти-подвиг.

Василий Цаголов, "Шестой элемент", Из серии "Украинские Х-файлы"


Василий Цаголов, единственный украинский топ-художник, никогда не выходивший за пределы собственного эстимейта.

По состоянию на февраль 2014 года имеет 8 аукционных историй, из них:

- 5 украинских домов

- 3 международных дома

 

- первая успешная продажа художника имела место на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июне 2009 года: при эстимейте в GBP 20 000 – 25 000 работа была куплена по цене его верхней границы;

- вторая продажа последовала спустя три недели: «на коллективном выезде» украинского искусства на Phillips (тогда еще с приставкой de Pury) работа при эстимейте GBP 25 000 – 35 000 не добралась до верхней планки всего на две с половиной тысячи (итог – GBP 32 450);

- сразу отмечаем, что в первом случае работа была создана в 2002 году (за семь лет до аукциона), во втором – в год его проведения. Теоретически можно допустить, что на Sotheby’s произведение выставил владелец, на Philips de Pury – догадываемся без нашей помощи;

- третья попытка выхода на зарубежный аукцион, датированная 2010 годом была неудачной: кто-то из тройки Phillips de Pury / владелец работы / представитель художника не смог реализовать картину размером 180 х 280 см. 2009 года создания. А, возможно, и просто в самолет не влезла;

- на этом зарубежная аукционная история Василия Цаголова на данный момент закончена, переходим к украинской ее части. Краткое резюме: ни одна из пяти работ продана не была;

- подойдем к вопросу иначе: обычно у украинских художников «зарубежные» эстимейты превышают «домашние» минимум в два-три раза. Но с работами Цаголова история нетипичная. Аукционный дом «Золотое сечение» в 2009 году установил оценочную стоимость на уровне европейской – USD 30 000 – 40 000 и 35 000 – 40 000 – продаж не последовало. Интересно, что в первом случае речь шла о фотографии 2007 года (второй лот – живопись). В 2011 году «Золотое сечение» повторило попытку работы с искусством Цаголова, на этот раз новой работой и в Донецке – финансовая столица Украины не оценила эстимейт в USD 30 000 – 35 000, живопись продана не была;

- фотография, упомянутая в прошлом абзаце, интересна потому, что две других работы в этом жанре были выставлены в 2013 году киевским аукционным домом «Дукат», однако эстимейт был существенно занижен – «всего лишь» USD 3 500 – 4 000 и 4 000 – 5 000 за фотографии 1996 и 1997 годов создания. Оба лота реализованы не были. А мы отметим фотографию, как характерный жанр для Василия Цаголова середины 1990-х, в котором он, наряду с другими отечественными художниками, экспериментировал с новыми медиа. По сути это – уникальные произведения, результат творческого поиска, место которым не на аукционных торгах, а в музее украинского современного искусства, о котором многие говорят, но все никак не построят. Во всех трех случаях, когда фотографии Цаголова были выставлены на публичные торги, покупка не совершилась – из чего следует, что отечественный коллекционер пока не готов к экспериментам. «Цаголов в собственном соку» для него блюдо приемлемое, а «Цаголов под брусничным соусом» останется незаказанным. Кстати, это относится ко всем украинским художникам.

Василий Цаголов, Художественная гимнастика

 

Итого имеем:

- средний эстимейт следует делить на жанры работ: для фотографий он составляет USD 4 000 – 5 000 (в случае, когда работы не уходят ни при одной из заявленных оценок, обычно с этого момента равняются на самую низкую), для фигуративной живописи (холст, масло или акрил) – USD 30 000 – 50 000;

- как и в случае Арсена Савадова, у Василия Цаголова нет разницы между оценочной стоимостью для украинских и международных торгов. То есть, зарубежные торги с большой вероятностью не являлись инструментом раскрутки по принципу «а там (в Украине – ДБ) хоть трава не расти», а отражали реальную стоимость работ в непубличной сфере;  

Василий Цаголов, Из серии "У страха глаза велики"

Листаем открытые источники. Официального сайта художник не имеет, зато количество галерей, где Василий Цаголов значится одним из титульных художников достаточно много. В соседней России один Марат Гельман, на днях вернувшийся из госбюджета к галерейной деятельности, сделал художнику целых три выставки. В Украине последнюю персональную экспозицию провела Dymchuk Gallery в ноябре 2013 года. Той же осенью художник в числе прочих наших грандов был вывезен в Лондон для участия в ретроспективе достижений украинского менеджерского искусства в Saatchi Gallery. Правда, последняя упомянутая выставка собрала больше украинской прессы, нежели международной, и фотография с широко расставленными в стороны руками одного из организаторов, Виктора Сидоренко, обошедшая наши СМИ, может восприниматься двояко.

Василий Цаголов, Из серии "Офисная любовь-2"

Адептов «божьего дара» (а не профессионализма и изнуряющего ремесла) разочарует информация, что у Василия Цаголова целых два художественных образования, полученных во Владикавказе (школа искусств) и Киеве (Академия искусств, факультет живописи). Также можно проследить определенную стойкость в выбранном жанре (основной которому – фигуративная живопись) и даже цветовой гамме, с небольшими творческими отклонениями в фотографию. Все это говорит о неком багаже, который в глазах потенциального покупателя незримо превращается в бренд. Биеннале обошли Цаголова стороной, но в этом также можно найти плюс – работать с маркетинговым выхлопом Венеции у нас в стране до сих пор не научились. 

Василий Цаголов, "Первый день в школе", Из серии "Украинские Х-файлы"

По части интервью Цаголов «не Савадов», по части скандальности «не Чичкан», а по демократическим позывам «не Ройтбурд». Однако количество аукционных продаж и «не-продаж» не должно вводить в заблуждение. Наличие работ художника в крупнейших частных коллекциях украинских ценителей искусства и достойный перечень зарубежных выставок дополняет puzzle успешного украинского художника. Активность Василия Цаголова  в социальных сетях с лихвой заменяет перекрестные ссылки отечественных арт-функционеров, которые массово сваливают на его страничку крепкие информационные поводы. Из чего следует – художник в поле их внимания. А от внимания до осознанного действия – один шаг. Очень надеемся, он будет верным.

Вы спросите: так много плюсов, где же минусы? А вот где – Василий Цаголов живет в Украине. А произойти здесь, как известно, может все, что угодно.

С начала 2014-го года наш коллекционер проводит выходные на народных вече в центре столицы, а инвестор уехал с семьей в Лондон. Тем не менее, они нашли время поделиться своими соображениями относительно перспектив вложений в художника. В искусства Василия Цаголова стоит вкладывать, если:

 

-       вы хотите иметь в собрании работы топ-художника своей страны, одновременно с ее топ-коллекционерами;

-       у вас есть бюджет посещать вслед за художником открытия его выставок в Европе;

-       вам нравится, когда на холст перенесены не только чувства, но и мысли;

-       у вас появились свободные деньги, в конце концов.

 

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если:

 

-       свободные деньги у нас не «появились», а «остались»;

-       хотите иметь в коллекции только Biennale-proof художника;

-       не знаете порядок цен на доставку работ стороной свыше 200 см. на зарубежные аукционы;

-       не уверены в собственном будущем.

 

Последнее – крайне вредно, где бы вы ни находились в эти минуты – в Киеве или Лондоне.

 

 

 

Денис Белькевич