Искусство после Майдана
Выставка Никиты Шаленного «Четвертое парадное» наводит на мысль о том, что украинские художники не случайно игнорируют все возрастающую потребность общества в художественном анализе пережитых событий последнего года. Побег художников от реальности может симптоматизировать снова нарастающее в обществе разочарование.
Никита Шаленный (1982 г.) – днепропетровский художник. Победитель в номинации «Приз общественности» Премии PinchukArtCentre (2011), на протяжении последних лет пребывающий в активной творческой фазе. Сегодня Шаленный – один из немногих художников, работающих с темой войны на Востоке Украины и взаимоотношений внутри украинского общества. C 19 по 24 сентября его проект «Альбом про войну» – серия акварелей о войне на Донбассе – был показан на международной ярмарке искусства в Москве.
Проект Никиты Шаленного «Домик для змеи и кролика»
Позволю себе очень грубое, обобщенное замечание, но, как мне показалось, прошлой осенью – как во время, так и до событий на Майдане – отчетливо просматривался кризис критического современного искусства в Украине. Это могло быть связанно с объективными причинами: Центр визуальной культуры, лишившись своего помещения на этот раз уже в кинотеатре «Жовтень», не проводил выставок – по своему обыкновению проблемных и рефлексивных; участники творческого объединения «Худсовет», в большинстве своем художники-участники группы «Р.Э.П», привычно «отвечающие» за критический срез современного украинского искусства, в целом несколько выдохлись и участвуя в различных проектах и резиденциях, все больше находились за границей, тем самым предоставив опустевшую сцену своим идеологическим оппонентам – новым и начинающим художникам право-либерального толка, обобщенно именуемым группой «Бактерия», которые в свою очередь не менее активно вступают в социальный диалог, однако используя художественный инструментарий лубка, а не современного искусства.
Работа Никиты Шаленного «Арбалетчики»
Но, думается, помимо объективных причин, немаловажной оказалась всеобщая подавленность режимом Януковича. Из Украины до Майдана хотелось просто сбежать, уехать – на резиденцию, учебу, работу, куда угодно, но подальше от той обители зла, уныния и разочарования в собственном обществе. Сдается мне, и у художников не оставалось сил и желания что-либо критиковать – тем самым стараясь поменять к лучшему – ведь никто уже не верил, что можно что-то изменить. После отказа Януковича подписывать соглашение с Евросоюзом студенты, активисты и художники (среди которых те же «Р.Э.П», «Худсовет» и «Бактерия») вышли на Майдан с креативными транспарантами – как мне помнится, довольно вяло, уже особо ни на что не надеясь…
В это время в художественном поле естественным образом реактуализировался постмодернизм. Вспоминаю свои ощущения от выставки «Дедовщина» на тот момент уже давно никому кроме коллекционеров не интересного Ильи Чичкана. 21 ноября 2013 года, на Майдане почти никто не собрался – пришли погреться на открытии в Dymchuk Gallery. А там вся эта выхолощенная живопись, пошленькие, юмористические объекты. Но вместе с тем стройная, интересная концепция, диалог с покойным дедом-художником посредством языка искусства, реконструкция его работ. Весь в целом проект традиционно пронизан иронией и самоиронией. Я подумала: это то, что нам сейчас нужно! Концептуализм, ирония, символизм, побег от реальности – вот чего тогда хотелось зрителю. Признак нарождающегося кризиса в обществе и топтания на месте в преддверии будущего. Но я давно не получала такого удовольствия от выставки. Более того, для меня вдруг засияло новыми красками и стало не только понятно, но и близко творчество всей бывшей «Паркоммуны», Ильи Исупова, украинских постмодернистов 90-х.
Работа Никиты Шаленного «Охотники»
Сегодня, по истечении года с начала протестов на Майдане, постепенно начинают публиковаться материалы, посвященные украинской «Революции достоинства». Однако это все больше документация и воспоминания событий – фото-альбомы, эссе и новеллы. Майдан все еще ждет своего критического осмысления, рефлексивного прочтения. Отсутствует также и какая-либо углубленная художественная рецепция событий Майдана. Очевидно, время для анализа еще не наступило – еще слишком глубоки раны, а субъектам революции, в число которых входило большинство прогрессивных украинских художников и мыслителей, все еще трудно дистанцироваться от тех событий, чтобы посмотреть на них критически. Однако, незамедлительно появилась реакция, и что хуже – разочарование в результатах революции.
В декабре 2013 года в Днепропетровске открылась выставка Никиты Шаленного «Где брат твой?», центральными персонажами которой оказались бойцы дискредитировавшего себя на Майдане и ныне расформированного спецподразделения МВД Украины «Беркут». Этот проект Шаленного, созданный еще до зверского избиения «беркутами» протестующих на Майдане 30 ноября, многие критики тогда посчитали провиденциальным. И вот, спустя без малого год, на этот раз в Киеве открылась новая персональная выставка днепропетровского художника – «Четвертое парадное», которая, мне очень хочется наедятся, не окажется пророческой или даже симптоматической.
Работа Никиты Шаленного «4-епарадное»
Уже успев привыкнуть к мультимедийным проектам Никиты Шаленного, я была удивлена увидеть на выставке в Киеве – живопись, к тому же, напомнившую мне работы старых добрых украинских постмодернистов. Семь масштабных живописных полотен с цитатами классиков мировой живописи либо ее классическими сюжетами: инфанта Маргарита Веласкеса и девушка с письмом Вермеера, охотники, косуля, волк, гончая. Однако все они – в интерьере заплеванного парадного типичной познесовесткой «чешки» или ранней постсоветской «панельки», с его мюралами на стенах и выбитыми лампочками, грязными лифтами и жуткими балконами последних этажей.
Мне всегда импонирует идея работы с новыми и неожиданными пространствами. А потому одним из наиболее интересных аспектов этой выставки я нахожу замысел куратора Константина Дорошенко экспонировать ее в помещении Национального музея Тараса Шевченко, дающий возможность открыть его новые пространства – презентованный к 200-летию Шевченко в феврале этого года и отсылающий к мировой традиции музейной архитектуры атриум, который киевляне в большинстве своем еще не успели исследовать. Архитектор по образованию, Шаленный в экспозиции работает с пространством музея. Разместив картины вдоль черной лестницы и по углам подвального этажа, он установил диалог между работами и пространством, погружая зрителя в атмосферу парадного и заставляя подчинятся его пространственным законам – где пригнуть голову, где всматриваться в полумрак, где ступать осторожно.
Работа Никиты Шаленного «Инфанта»
Однако не менее интересной мне кажется работа Шаленного с темой парадных и домов, поскольку в ней читается особенное положение человека из Днепропетровска. На этот нюанс проливает свет другой недавний проект художника «Домик для змеи и кролика», состоявшийся вначале октября в рамках фестиваля «Конструкция» в Днепропетровске. Инсталляция представляла собой стилизованное под многоквартирный дом сооружение из фанеры, в разных отсеках которого были поселены живые змеи и кролики. В центре работы – метафора: змеи и кролики отождествляются автором с жителями Днепропетровска. По словам художника, несмотря на всплеск патриотизма в городе проживает немало сторонников «русского мира», которые после победы Майдана вынуждены были притихнуть и занять выжидательную позицию, затаив зло и еще больше возненавидев проукраинских соседей.
Сегодня проукраинские «кролики», еще недавно всерьез опасавшиеся политических оппонентов, продолжают относиться к ним настороженно. Однако, и те и другие испытывают равный дискомфорт от необходимости сосуществовать в одном пространстве – в одном городе, и более того в одном доме, одном парадном. Несмотря на столь грубую метафору, проект «Домик» я нахожу довольно интересным в связи с его актуальностью, а также непосредственной работой со зрителем – художник не только использовал доступные образы, но и поместил инсталляцию в публичном пространстве: проходном месте популярного торгового центра.
Работа Никиты Шаленного «Любовное письмо»
Снова прибегнув к буквальной метафоре и образности – к слову, свойственным творчеству Шаленного в целом (вспомнить хотя бы резиновую куклу и клоуна) – в проекте «Четвертое парадное» Никита продолжает работать с темой самоощущения в пространстве сожительства. На этот раз растерянные звери на полотнах символизируют его собственную тревогу, так же как охотники – дикую натуру, просыпающуюся в пограничной зоне парадного, куда не проникает свет и не попадает тепло квартир. В отличии от квартир – надежной крепости, парадное не является домом, а напротив, зоной опасности, поскольку принадлежит всем и никому. В парадном господствуют общие правила, но никто их не гарантирует.
Работа Никиты Шаленного «Охота»
Не хочется принимать очевидного – парадное в проекте Шаленного символизирует современное украинское общество. Насколько неуверенно художник чувствует себя в собственном парадном – настолько же, очевидно, и среди нас. Не случайно в концепции выставки появляются сравнения с темным Средневековьем. Но если бы этот проект с его медиумом живописью (которая лично для меня является проводником в прошлое) и жанрами романтизма, символизма, появился год назад – это была бы очевидная реакция на кризис в обществе и подавленность режимом Януковича: побег от реальности, постмодернизм, ирония. Однако не рецепция событий на Майдане, не критический, направленный на конструктив художественный проект, а именно «Четвертое парадное» появляется сегодня. А это может значить, что что-то идет не так и в украинском обществе снова нарастает разочарование.
Выставка проходит в Национальном музее Тараса Шевченко до 3 ноября.
Работа Никиты Шаленного «Свет фонарика»