Искусство на баррикадах: Майдан глазами украинских художников. Ч.2
В первой части статьи, мы обратились к началу украинских протестов, а также к работам современных украинских художников, в которых ощущается предчувствие революционных событий. Также мы попытались вкратце рассказать о самых ярких проявлениях народного концептуализма Майдана. Сегодня мы продолжаем разговор об искусстве на баррикадах. Второй раздел нашего материала посвящен отражению протеста в творчестве представителей двух противоборствующих лагерей украинского современного искусства, документальной летописи Майдана, а также акциям и произведениям широкого круга украинских авторов на актуальную тему.
Анархистский Барбакан
На самом первом этапе к протесту присоединилась группа молодых художников-анархистов, ранее группировавшаяся вокруг неформальной галереи Бактерия. Самыми активными в этой группе были Олекса Манн, Иван Семесюк и Андрей Ермоленко, очень громко заявившие о себе как раз в 2013-м году своими эпатажными работами, в иронической форме обыгрывающими самые неприглядные стороны новых украинских реалий – жизнь гопников, «жлобов» и других обитателей люмпенизированных окраин украинских мегаполисов. «Воля або смерть», или «Воля, або всі йдуть на х..» в прочтении Семесюка и другие лозунги отечественного анархизма в купе с обилием очень иронично используемой нецензурной лексики прочно прописались в творчестве этих художников задолго до того, как они мощной волной реактуализировались на киевском Майдане.
Мыстецкий Барбакан. Внешний вид
Все это очень колоритно соединялось с очень яркими и запоминающимися текстами, которые Семесюк и Манн регулярно выдавали в социальных сетях. В результате Майдан стал действительно звездным часом для художников, которые и по сей день не покидают баррикады, организовав прямо на подступах к Майдану на проезжей части улицы Крещатик импровизированную галерею и просто тусовочный центр, получивший очень уместное название Мыстецкий Барбакан (барбакан – элемент средневековых фортификаций, предназначенных для защиты городских ворот). Мыстецкий барбакан, построенный на скорую руку из промышленных поддонов и листов фанеры архитекторами и дизайнерами Дмитрием Жилой, Андреем Гончаруком, Николаем Ковтуном и Богданом Мельником на долгое время стал главным центром тяготения для творческой молодежи, группировавшейся на Майдане. В импровизированной стрит-галерее были показаны произведения Ивана Семесюка, Олексы Манна, Андрея Ермоленко, Виталия Кравца, Лены Дубровой и других художников, там проходили лекции, фестиваль малой прозы. И, что немаловажно, в Барбакане есть печка, которая в ситуации лютых морозов стала ощутимым культурообразующим фактором.
Художники Барбакана еще до начала революции так привыкли носить ироничную маску «правых», что на Майдане с его ультранационалистическими лозунгами чувствовали себя куда более уверенно и органично, нежели художники леворадикальных взглядов.
Иван Семесюк. Хоррор им. Верьовки
Левые на Майдане: свой среди чужих, чужой среди своих
Художники, которые до начала Майдана громко заявляли о своих леворадикальных позициях, к моменту начала протестов оказались в двойственном положении. С одной стороны, группа Р.Э.П., возникшая на волне событий 2004 года, на протяжении последнего десятилетия вовсю педалировала революционную проблематику. Главный теоретик группы Никита Кадан все это время не скрывал своих симпатий к марксистско-ленинскому учению, создавал критические произведения и был энергничным участником дискуссий на острополитические темы. С другой стороны, реальность протестного движения с его акцентом на националистических нотах оказалась не до конца релевантной кабинетно-институциональному левому активизму, к упражнениям в котором тяготели в последние годы отечественные марксисты.
В ходе предшествовавших протестам дебатов в социальных сетях выстроилась условная оппозиция между симпатиками левого искусства и особенно деятельными в последнее время художниками-анархистами. К моменту начала Майдана оказалось, что анархисты, которых левые традиционно обвиняли в фашистских настроениях, отказываясь считывать иронию в произведениях последних, оказались гораздо живее художников левого фланга, которые, казалось бы, должны были быть в авангарде революционных событий.
Cоциалистическое объединение "Левая оппозиция" и правозащитная общественность на акции "торжественного поздравления специальных отрядов милиции". Фото: Максим Белоусов
Группа Р.Э.П. и примкнувшие к ней художники на первом этапе протестов оказались в тени художественной деятельности своих более революционных визави в лице Манна и Семесюка. Духовный лидер группы Никита Кадан проявлял гораздо больший интерес к схоластическим спорам о том, достаточно ли левым является нынешний протест и обвинениям оппонентов-художников, нежели к, собственно, художественному акционизму, ставшему визитной карточкой Р.Э.П.а в 2004-м. В начале протестов художники участвовали в довольно сумбурной акции-хеппенинге «День рождения Беркута», проведя импровизированный митинг под офисом этой структуры в ее день рождения, а также провели несколько других камерных акций.
Самой яркой акцией в ходе Майдана с участием членов группы Р.Э.П., а также им сочувствующих, стал критичный по отношению к действиям самообороны Майдана проект «На лбу себе напиши». Акция была ответной реакцией художников на сомнительные действия революционеров, поймавших у себя в лагере якобы воришек и написавших у них на лбу «ВОР» с последующим выгулом провинившихся по территории протестного городка. Такое «средневековое» поведение майдановцев, естественно, возмутило художников и вдохновило на ироничный ответ. Получилась яркая критическая акция, анализирующая варварский элемент любого массового протеста. Однако все-таки остается загадкой, почему из всех событий, произошедших на Майдане за последние два с лишним месяца группу вдохновил на художественную акциию именно этот нелицеприятный инцидент.
Центр визуальной культуры, еще один форпост отечественного активизма был вовлечен в множество акций Открытого университета Майдана, инициировав серию кинопоказов «Открытый протест», в рамках которой выступал известный российский акционист Петр Павленский, художник Никита Кадан и др. В самом начале протеста представители ЦВК выступили с коллективным обращением к оргкомитету Майдана против агрессивной антисемитской и расовой риторики некоторых спикеров, получавших доступ к микрофону на главной площади страны.
Свои проекты ЦВК уже давно осуществляет в тесном сотрудничестве с польскими интеллектуалами круга Критики политичной. Большое число представителей восточноевропейского десанта присутствовало и на нынешнем Майдане. В разгар протестов сотрудник ЦВК Алексей Радинский совместно с польским оператором Томашем Рафа снял на ул. Грушевского яркий короткий фильм об ожесточении, получивший название «Почему насилие».
В целом, очевидно одно – левые на этом Майдане были заметны, но не стали «двигателем протеста». Очевидно, это стало результатом когнитивного диссонанса, вызванного несовпадением мечты о леворадикальной революции и реалиями протестного движения образца 2013-2014 гг., движущей силой которого стали праворадикальные на грани экстремизма силы и лозунги.
Однако, есть основания полагать, что именно художники этого круга получат эксклюзивное право на рассказ о Майдане в международной интеллектуально-художественной среде. Первой ласточкой такого рода стало недавнее скайп-обсуждение Майдана, состоявшееся в Новом музее в Нью-Йорке. Модератором беседы выступил куратор Георг Шольхаммер, а от Украины о протестах Майдана вели рассказ Никита Кадан и Алексей Радинский.
31 января в берлинской галерее «Орган критического искусства» открылась выставка художницы и участницы кураторской группы «Худрада» Евгении Белорусец «Евромайдан. Оккупированные пространства». В проекте была представлена черно-белая фотодокументация первых недель протестного движения на Майдане.
Евгения Белорусец. Из серии «Евромайдан. Оккупированные пространства».
Невольно сравнивая деятельность левых художников с теми же анархистами, понимаешь, что при всей вовлеченности последних в происходящее, у них не так уж много шансов получить интернациональное признание. Дело в том, что их художественная практика более традиционно-живописна и очень сильно завязана на языке, национальном юморе и суржике, которые крайне сложно перевести на холодный аналитичный язык, привычный международному сообществу. Художники же левого толка на этом языке говорят давно и свободно, что приводит к закономерной ситуации, когда объективно более продуктивные участники протестов, скорее всего, окажутся в некоторой изоляции, а художники, чей голос не так слышен дома, наверстают имиджевый капитал, участвуя в презентациях протестов за рубежом.
Индивидуальные художественные интервенции на Майдане
На индивидуальном уровне художники, вне зависимости от политических и эстетических взглядов систематично посещали Майдан и заняли активную гражданскую позицию. Художница Жанна Кадырова, накануне ставшая победительницей премии среди молодых украинских художников от Пинчук Арт Центра, прервав свою резиденцию за рубежом, примчалась в Украину, как только узнала, что в стране происходят исторические волнения. Другая участница группы Р.Э.П. Леся Хоменко проводила на Майдане много времени, создавая серию портретов участников протестов: оригинал отдавала героям, а себе оставляла оттиск на копирке.
Леся Хоменко. Портреты революционеров
Художница Алевтина Кахидзе, как и многие другие, нашла «свое место» на Майдане. В течение некоторого времени она приезжала с блокнотом в центр Киева из Музычей, где она живет и принимает гостей в первой в Украине частной художественной резиденции, и делала зарисовки баррикад, которые воспринимаются ею как арт-объекты.
Алевтина Кахидзе. Баррикады
У художницы Алины Якубенко на Майдане возникла идея создания микроплакатов. Однажды Алина вышла на главную площадь страны с парой своих личных лозунгов и несколькими пустыми заготовками под транспаранты, а вскоре оказалась в окружении не только коллег-художников, но и всех желающих сделать собственное, порой довольно оригинальное высказывание. Особая ценность таких “индивидуальных” лозунгов, по словам художницы, состоит в том, что они транслируют индивидуальный голос рядовых участников протеста на Майдане, а также в очередной раз подтверждают, что на баррикадах, находятся сознательные граждане своей страны, у которых, ко всему прочему, отменное чувство юмора.
Анастасия Алексеева и Ксения Гнилицкая с микроплакатами Алины Якубенко
Картинки с выставок и просто так
Одним из энергичнейших участников Майдана стал известный киевский художник Илья Исупов. Помимо, собственно, участия в митингах, Исупов выкладывал в фейсбук серию новых картинок на актуальные темы. Особенно запомнилась народу работа «С Новым годом», где изображен президент страны с охотничьим ружьем и убитыми кабанами на фоне отряда спецназа.
Илья Исупов. С Новым годом
Весьма ощутимо, хоть и дистанционно, сочувствовал Майдану известный одесский художник Игорь Гусев. Помимо яркой живописной серии «Рыцари революции», которую художник начал создавать в новом 2014 году под впечатлением эстетики и уличной моды Майдана, художник жег глаголом сердца людей в фейсбуке, создавая очень изящную серию коротких поэтических зарисовок на тему революции, получившую название «Ревохокку»:
Игорь Гусев. Из серии Рыцари Революции
Игорь Гусев, из серии «Ревохокку»:
Будто прирос к монитору
Чайные листья остыли
Сердце мое на Майдане
***
Ты позвала меня ночью
Свечи и пара коктейлей
Молотов был третьим
Участница группы Р.Э.П., Ксения Гнилицкая накануне революции неспешно готовилась к социально критической выставке, основным хитом которой должно было стать живописное «житие» Президента Украины. Когда на Майдане стремительно начали развиваться события, Гнилицкая совместно с кураторами выставки приняла решение показать проект в сокращенном виде в галерее «Партком», занявшей очень активную гражданскую позицию во время зимних протестов. «Житие», в красках описывающее олигархические будни руководителя нашей страны, стало информационной бомбой и получило огромный резонанс в сети среди сторонников протестов.
Ксения Гнилицкая. Житие президента
Молодой художник из Днепропетровская Никита Шаленный в середине декабря выставил в днепропетровской галерее «Арт-Свит» эффектный проект «Где брат твой?». Яркие постановочные фотографии, для которых позировали реальные бойцы одного из украинских спецподразделений, описывают будни современной бандитско-олигархической Украины с непременными захватами в заложники, рейдерскими атаками и прочими радостями жизни. Эстетика проекта, в котором фотографии совмещаются с советской пропагандистской гравюрой шароварного толка напрямую отсылает к событиям на Майдане. Что особенно важно, проект был впервые показан в Днепропетровске – в одном из основных индустриальных и клановых центров страны.
Никита Шаленный. Из проекта "Где брат твой?"
Тема протеста звучит и в работах молодого стрит-артиста Psyfox, особенно в его новом произведении «Amonra», созданном под впечатлением Майдана.
Psyfox. Amonra
Документ
Яркая медийность – одна из ключевых характеристик протестов на Майдане. Никогда до этого политические события в Украине, а тем более документация общественных волнений, не были так эстетизированы. Майдан породил тысячи ярчайших фотоснимков с самых горячих точек протестов. Чем ожесточеннее становилось противостояние власти и оппозиционеров, тем более яркими и кинематографичными становились документальные сьемки с места событий. Эстетика Майдана порой настолько поражала своей ирреальностью и одновременно документальной очевидностью, что, даже находясь в гуще протестов, было сложно избавиться от чувства пребывания в каком-то странном сюрреалистическом кино. Ощущение кинематографичности подкреплялось стримерами, круглосуточно ведущими прямые эфиры с места событий и одновременно погружающими в гипнотический сон о жестком протесте сотни тысяч офисных хомячков. Думается, именно этот стриминг вкупе с эстетикой компьютерной игры, восторжествовавшей на Майдане привел сюда такое количество молодых компьютерных зомби, которых при других обстоятельствах сложно было представить себе в отрыве от любимого монитора и джойстика.
В связи с этой странной притягательностью Майдана даже в его самых печальных и уродливых проявлениях, протесты породили невероятное количество видео и, особенно, фотодокументов, которые, казалось бы, не претендуя на художественность, могут сравняться по выразительности с наиболее изысканными произведениями классических баталистов. В борьбе за документ не было эллина и иудея, именитые художники в ней участвовали наряду с фотографами ведущих информационных агентств и простыми аматорами. Наиболее интересные снимки из членов художественного сообщества в эту зиму делали Александр Бурлака и Саша Курмаз, Алексей Салманов, Константин Стрелец и многие-многие другие.
Саша Курмаз. Люди Майдана
Даже силовики не удержались от повальной моды на фотографии с Майдана и весь интернет облетели скандальное групповое фото бойцов Беркута на фоне горящей улицы Грушевского и чудовищное в своем цинизме видео, где бойцы провластных подразделений унижают и фотографируют на память майдановского казака Михайла Гаврилюка.
Не менее продуктивными в ходе последних событий на Майдане были украинские режиссеры. Еще в самом начале протестов группа украинских кинематографистов создала объединение «Вавилон 13» стала снимать и выкладывать в сеть короткие анонимные видеоролики о событиях вокруг Майдана. Некоторые из этих роликов получили колоссальную аудиторию в интернете, а в целом, стоит ожидать, что на основе материала, собранного на Майдане режиссеры создадут какой-то полноценный продукт, которому уже сегодня можно предсказать неплохое фестивальное будущее.
Удивительным образом на Майдане очистился от нафталина и реактуализировался образ Тараса Шевченко, чей юбилей страна отметит уже в марте. Шевченко этой зимой в прямом смысле слова был на Майдане, люди с восторгом зачитывались его стихами, которые вдруг оказались как никогда современными и важными. Эту ноту очень хорошо подметил режиссер Сергей Проскурня, который снял серию из 365 видеозарисовок, где разные люди нашей страны читают любимые отрывки из Шевченко. В том числе сьемки проходили и на Майдане, а героем одного из роликов стал молодой парень, Сергей Нигоян, трагически погибший в ходе наиболее жесткой волны протестов.
Сергей Нигоян. Фото: Максим Белоусов
Поддержка
Украинский Майдан поддержали многие известные личности, но самым ярким художественным жестом в поддержку украинского протеста стал берлинский перформанс художника итальянского происхождения Алессандро Раушманна под Бранденбургскими воротами. Акция, состоявшаяся 26 января, отсылала к циничному способу борьбы с протестантами, когда людей не убивают в открытую, а просто оставляют связанными замерзать на морозе. Участники акции, завернутые с головой в термопленку, пролежали несколько часов при минусовой температуре, а документация перформанса буквально взорвала украинский сегмент интернета и СМИ.
***
Сегодня сложно делать выводы о политических итогах украинских протестов, ситуация остается очень непредсказуемой, но абсолютно очевидно, что для отечественной культуры новый Майдан стал очень важным этапом, историческим разломом, который безусловно окажет огромное влияние на художественный процесс. Уже сегодня создано такое количество острополитических работ, что наш конспект ни в коем случае не может претендовать на полноту. В Москве по свежим следам готовится сразу два проекта, в который приглашают художников, создающих работы о Майдане – один из них пройдет в арт-центре «Гараж», а другой, посвященный новой книге Сорокина «Теллурия» прокурирует знаменитый своими экстравагантными проектами галерист Марат Гельман. Аналогично проектов, посвященных украинским протестам стоит ожидать от многих западных институций. В Украине, пока еще не до рефлексий, но уже понятно, что настоящая волна творчества и выставочной активности, инспирированных событиями непростой зимы 2013-2014 еще впереди.
Египетский художник Басим Магди, чья страна три года назад пережила аналогичные события, в письме ART UKRAINE правильно заметил, что, сталкиваясь с общественной ситуацией уровня Майдана, каждый художник должен выработать индивидуальную стратегию отношений с острой темой. Это может быть прямое высказывание «в лоб», или же что-то опосредовано вдохновленное протестом, либо же художник вообще в праве занять позицию осознанного молчания и игнорирования сложной и конъюнктурной тематики. Украинским художникам, конечно же, тоже придется сделать этот непростой выбор. Понятно одно – забыть и остаться прежними у нас уже не получится.
Алиса Ложкина