О чем говорили на дискуссии о креативных индустриях?

19 октября 2016 года в Киеве прошла дискуссия о креативных индустриях. Под руководством экспертов, менеджеры культуры в Киеве попробовали сформировать дорожную карту развития креативной Украины. Выбирать необходимые стратегии и инструменты во время дискуссии помогали украинский историк и арт-критик Николай Скыба, а также Кристина Фаринга — культурный эксперт, независимый консультант Министерства культуры Португалии, член Европейской Комиссии по вопросам образования и культуры. 

 

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы вышеупомянутой дискуссии. Текст, приводимый ниже, был впервые опубликован на сайте программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность».

 

Тут и далее — фото с дискуссии
Источник: culturepartnership.eu

 

ДИСКУССИЯ О КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЯХ: «МЫ ВЫИГРАЕМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА БУДЕМ ГОТОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ»

 

По данным Behance, за прошлый год креативное сообщество Украины выросло на 23%. Рынок динамичный и двигается высокими темпами, что может стать как плюсом, так и минусом.


Кто устанавливает правила игры на рынке креативных индустрий?


Так называемые первопроходцы — люди, компании, которые пришли на рынок, когда он только начал развиваться. Часто среди них — рекламные агентства, компании сферы IT. Перечислили также ключевые объекты влияния: предприниматели (все те, кто может инвестировать), государство, международные фонды и институции, участники рынка (ими назвали всех, кто собственно генерирует идеи).

 

Вызовы и препятствия


Одни из основных — отсутствие качественного менеджмента в сфере креативной индустрии и образования менеджеров. Традиционно — плохая коммуникация между государством, общественными организациями и креативным сектором. Централизация культуры — по-прежнему все основные события происходят в больших городах. Вызовом назвали и отсутствие законодательной мотивации (со стороны государства необходимы инструменты поощрения людей, чтобы они инвестировали и развивали культурный сектор).

 

 

Что дает новые возможности?

  • Налаживание культурных связей с другими странами.

  • Создание новых рабочих мест в сфере креативных индустрий.

  • Улучшение имиджа Украины в мире посредством развития культурных и креативных индустрий.

  • Сотрудничество с другими секторами экономики.

Потенциал креативной сферы, продвижение и адвокация культуры


Нужны новые ценности и ориентиры. В Украине нет широкого социального запроса. Это означает, что есть узконаправленные инициативы, но запрос на них должен быть не только у представителей креативных индустрий, но и у тех, кто потребляет их продукты. Менеджеры уверены, что потенциал кроется также в развитии креативных секторов в маленьких городах, продвижении культуры как бизнеса и модернизации образования.

 

Одна из участниц дискуссии, культурная активистка, соучредитель Конгресса Активистов Культуры Елена Правило убеждена, что в Украине есть сильные агенты изменений.

 

«В Украине много низовых инициатив. В Краматорске или Славянске молодежь знает иногда больше, чем в Киеве. У них высокая мотивация. И поступает больше средств от международных доноров. Активисты на западе Украины, находясь ближе к Польше, Венгрии и другим странам Европы, активнее принимают участие в конкурсах и грантах. Немного запущена центральная Украина. К примеру, город Переяслав-Хмельницкий, в котором более 20 музеев. Но кто об этом знает? Есть хорошие проекты «КОД ГОРОДА» — долгосрочная программа формирования креативной экономики и создания условий для устойчивого развития маленьких городов. В Херсоне будет Pitching проектов социального действия, на котором местные общественные организации представят свои локальные проекты. Сегодня важны люди, пусть даже без образования, которые хотят что-то изменить. Кто-то производит продукцию, кто-то ее промотирует, кто-то продает. Но мы выиграем только тогда, когда объединимся».

 

 

Что нужно делать в первую очередь?


Нужно, чтобы группы активистов разработали план действий. В первую очередь, нужно организовывать общины, объединять всех заинтересованных в культуре и креативных индустриях. Затем анализировать, выявить проблемы и искать их решения, используя международный опыт привлечения зарубежных экспертов.

 

И, конечно, затем — поиск финансов, грантов, краудфандинг, привлечение партнеров, бизнес-среды, создание микропроектов.

 

Дальнейшая популяризация и адвокация сферы культурных и креативных индустрий


Важными шагами в развитии называют исследования в сфере культуры, сбор данных, организацию лекториев, открытых университетов, онлайн-курсов, конкурсов и других видов поддержки.

 

Перейти к оригинальному тексту.