«Фотографическое бессознательное» в Институте проблем современного искусства
«Фотографическое бессознательное» – выставка, которая пройдет в Институте проблем современного искусства (г.Киев, ул. Щорса, 18-Д). В ней примут участие ученики Школы современного искусства и приглашенные художники.
Автор фото – Василь Равлюк
Куратор Виктория Бурлака – о проекте:
«Не так давно еще раз пролистала почти столетней давности текст Беньямина “Краткая история фотографии” (1931) и еще раз удивилась актуальности главной мысли об отражении бессознательного. Фотография по-прежнему остается основным источником информации о мире и “королевой” медиальной сферы – “профильным медиа”, как принято выражаться. Медиа, эксплуатирующим реальность, более того, паразитирующим на ней: она “вампирит” ее, “высасывает ауру” из видимого, лишая явления аспекта уникальности. Казалось бы, ее феномен проанализирован и Роланом Бартом, и Сьюзен Зонтаг, и Полем Вирилио, и прочими: в философском и эстетическом аспектах, добавить больше нечего. Не новость то, что фотография загоняет наше видение в тупик и манипулирует им. Раз и навсегда разбивает целостное восприятие “кадрированного” мира. Мы смотрим в узкую “рамку” объектива, превращаясь в “машину зрения”. Видим себя и других сквозь “кривые зеркала” – фильтры фотографических штампов…Тем не менее, удивительно, но момент недосказанности и некой подвешенности восприятия всегда остается – не на рациональном, но на иррациональном уровне. В эпоху цифрового нарциссизма и “селфи”-мании, ее магическая власть стократ усиливается. Собственный фото-двойник заменяет нам живое общение, мы охотно остаемся с ним один на один. Наиболее распространенный вид “мазохистского” досуга – фотографирование себя. Мы принимаем то, что с циничной объективностью фотография выдает нам не лучшую версию и нашего внешнего облика, и внутреннего мира. То же касается мира в целом. Именно распространение фотографии вызвало популярность “эстетики банального” – по сути, антиэстетики. Так что же в этой “невзрачной” фотокопии мира так приковывает взгляд и не позволяет ему ускользнуть? То, что Ролан Барт назвал внезапно открывающимся, раскрывающимся моментом истины бытия: punctum – укол настоящего, случайного, а, значит, подлинного существования? Расставить точки над “i” окончательно не удается, да и вряд ли удастся. Гипнотическую власть фотографии наиболее правдоподобно объясняет Беньяминовский концепт “оптического бессознательного” – посредством фотографии мы открываем то, что было сокрыто, то, что вне поля осознанного восприятия. “Бессознательное”, как и “фотография” – еще один концепт, интерпретации которого абсолютно неистощимы…
Еще сложней и загадочней феномен “постмедийного” изображения – отдающего дань безоговорочной власти фотографии над нашим видением. “Имиджи”, фотографические исходники, или кадры из видео “переводятся” в традиционный формат живописи, графики и так далее. Объяснением этому настойчивому, хотя, казалось бы, абсурдному “переводу” со всеми вытекающими сбоями, трудностями, вопросами о целесообразности, может служить неизбывность поиска теплоты, необходимость эстетического опыта как опыта чувственного восприятия мира. Оно опускается в скобки в “холодном”, пускай даже и поэтическом взгляде фотографии. Эту разницу, к примеру, бесконечно тематизировал в своих работах Герхард Рихтер. Главный посыл его “фотокартин” – выявление разницы между фотографией и живописью, искусством и механикой, живым и застывшим взглядом, опустошенностью “механического отпечатка” и почти зримо возникающей на холсте аурой… Это своеобразное разделение функций, возможностей и сильных сторон: фотография исследует, открывает истину, живопись насыщает “отпечаток” теплотой чувственного опыта. Поэтому, приверженцы “постмедийной эстетики”, не только живописцы в узком смысле этого слова, поневоле вынуждены придерживаться двойных стандартов – пускаясь в увлекательное путешествие в фотографическое бессознательное, они знают, что завершат его на совершенно другом эстетическом полюсе...».
Открытие «Фотографического бессознательного» – 2 февраля в 19:00. Выставка продлится до 16 февраля.