Куратор Александр Сушинский расскажет почему сегодня возможно мистифицировать всё

12 января в 16.00 Александр Сушинский прочтет лекцию «Мистификация: открытый проект в эст/этике ХХ.н.ХХI вв.» в Хмельницком областном художественном музее. Александр Сушинский — куратор, основатель Лаборатории Эстетических Исследований. Работал куратором арт-локации «da_sein» в Донецке; провел 45 проектов в Киеве, Донецке; около 20 во Львове и Тернополе (локации: Fredra 6.1, Dzyga, Библиотека); куратор Лаборатории современной музыки, Донецк; куратор 4 международных фестивалей современной экспериментальной музыки.

 

Александр Сушинский

Фото: Студвей

 

Один из ключевых вызовов современности: каким образом в катастрофическом настоящем возможно выстроить через художественные практики Проект, конструировать свою микроутопию, находясь при этом в режиме капитализма который, по выражению С.Сьерра, как солнце – в том смысле, что мы обречены каждый день на закат/рассвет и так, по всей видимости будет продолжаться еще очень. А великие утопии вымерли как 37-ая азбука Д.А.Пригова. Модернисты одними из первых вышли в осознанную практику жизнестроения (дадаисты/сюрреалисты: Ж.Ваше, А.Краван, А.Арто, Т.Тцара), производственники/конструктивисты в тот же период 20/30-хх годов сплотились в призыве выхода за пределы автономного произведения искусства и вышли в 3D, оформляя рекламу, плакаты (В.Маяковский), рабочие клубы (А.Родченко), макетируя одежду (В.Степанова) и прочие пространства пребывания человека. Помещая его в то, что в 80-х в современном искусстве будет называться тотальной инсталляцией (И.Нахова, И.Кабаков, Элмгрин и Драгсет).

 
Причина - определяющая сентенция К. Маркса из «Критики политической экономии» 1859 о том, что бытие определяет сознание (из тезисов о Фкейербах на тему философы объясняли мир, а надо его изменить), поэтому акцент сместился в конструирование жизни, пространства обитания, повседневность, которая затем в свою очередь должна сгравитировать сознание inDVD'a и вынести в новой утопическое будущее. 

 
Придется вспомнить наболевшего всем М.Дюшана и сразу же по дуге перекинемся в 60-е к Нью-Йоркской школе концептуализма (Дж.Кошут, Р.Барри, Л.Вайнер), а также присыпим щепоткой Д.Кейджа и далее – в нонспектакулярные пракики 90-х, а именно – «эстетику взаимодействия» под кураторским началом Н.Буррио во Франции. Таким образом, нас будет интересовать магистральная прямая ХХ века, а именно категория дематериализации произведения искусства и выход в этику малых дел, замену критерия качества критерием ценности, «повседневность как произведение искусства» и выстраиванием невидимых режимов автономного микроутопического существования. Поговорим также на примерах таких групп, как Yes men, о том почему сегодня возможно мистифицировать всё: как в политическом, так и в эстетическом смыслах и каким образом осуществляется производство истины.

 

Александр Сушинский