Одесская выставка «Горизонты темпоральности» в Институте проблем современного искусства
Этой весной выставка «Горизонты темпоральности» экспонировалась в Одесском музее западного и восточного искусства, а 19 июня откроется в Институте проблем современного искусства в Киеве. Киевлянам будет интересно увидеть работы не только частых гостей столичных выставок — Александра Ройтбурда, Игоря Гусева, Бондеро или Антона Логова, но и более «локальных», но не менее интересных одесситов — Стаса Жалобнюка, Ирины Бережко, Сергея Лыкова и других. Экспозиция будет дополнена работами Леонида Войцехова и видео Пауля М Вашкау.
Одесситы с большой любовью относятся к своему прошлому, идеализируя и мифологизируя его, вспоминая великих соотечественников или тех, кто в Одессе бывал и посвятил ей несколько строк. Но каково же настоящее города у моря? Возможно именно на этот вопрос, при этом совсем того не осознавая, пытались ответить авторы, собранные художником, выступившим в данном случае в роли куратора — Сергеем Беликом, в проекте «Горизонты темпоральности».
Работа Сергея Белика
В Одессе время течет как-то по-особенному, по-своему — жизнь здесь размеренная и даже в разгар рабочего дня город часто выглядит так, как в выходной или праздничный. Наверное, такое ощущение времени, такая темпоральность свойственна всем приморским городам, где неспешность жизни, наслаждение каждым моментом, умение ценить минуты отдыха — важная составляющая жизни горожанина. Художники, живущие и работающие в городе, неизбежно вписаны в размеренное течение времени и даже подчинены ему. В проекте «Горизонты темпоральности» объединены несколько поколений одесских мастеров – от ставших уже классиками одесских нонконформистов до совсем молодых авторов, для которых это чуть ли не первая выставка. И хотя зачастую их работы не перекликаются между собой, в диалог вступают редко, все же определенную преемственность поколений проследить можно. Ставшее уже крылатым выражение Ю. Егорова о том, что всех одесских художников роднит одесский воздух, в данном случае можно дополнить еще и утверждением об особом отношении художников ко времени. В период острых социально-политических событий в стране одесситы зачастую остаются верны своим, «вечным» темам, в противовес сиюминутным актуальным, «на злобу дня». Они существуют как бы в параллельной реальности, с залитыми солнцем улицами, морским воздухом и морем, уходящим за горизонт. От того в экспозиции превалируют разнообразные пейзажи, которые удачно дополняются нежными «кружевными» работами Ларисы Звездочетовой, абстракциями Владимира Стрельникова, «темничками» Дмитрия Дульфана, которые так напоминают обитателей морских глубин. Все вместе это создает современный образ одесского искусства, отличный от критически настроенного харьковского, закрытого и погруженного в саморефлексию львовского, эклектичного и разнообразного киевского. Возможно, одесситов можно критиковать за расслабленность, созерцательность, отвлеченность от социально-политической жизни страны, но попробуйте провести в Одессе несколько месяцев или даже недель, и вы поймете, что в этом городе просто невозможно жить и чувствовать по-другому.
Автор: Катерина Филюк