Одесская выставка дала прислушаться к природе
Максим Финогеев (р. в 1987 г.) живёт и работает в Одессе. Многочисленные публикации в фешн-журналах, победы в международных конкурсах фотографии и конкурсе «Фотограф года, 2013» в Украине в нескольких номинациях заявили о появлении нового имени в современной арт-фотографии. Объектом исследования в различных проектах М. Финогеева является природа, «естество естества» и человек как часть природы.
Здесь и далее – фото с открытия выставки «Черноморский раствор-2». Автор – Павел Фёдоров
Природа, согласно А. Ф. Лосеву, является смысловой конструкцией, которая «заряжена разнообразными материальными осуществлениями». Древние греки под термином «природа» («натура») понимали ничто иное, как происхождение вещи, элементарную субстанцию. Термин употреблялся для обозначения композиции вещей и человека, включая различия мужского и женского. В философском понимании термин обозначал творческую силу, принцип всякого роста, творение вообще. У Гомера природа оказалась нерасторжимым синтезом абсолютной дорефлексивной мифологии и началом художественной рефлексии над этой мифологией. Древние греки ощущали в растительном и космическом мире «всепроникающий трепет смысла». Позднее у Аристотеля под природой понимается прежде всего сущность вещи, т.е. то, чем она отличается от других вещей. Т.о., природа у древних греков была соединением идеи вещи и материи вещи, которое выражалось не идеальными, а материальными средствами, и формулировалась в форме диалектического единства противоположностей.
Природа как источник материальных форм, в процессе эволюции человека претерпела значительные изменения, стала социальной. Всё, что дано человеку, «пропитано человеческим началом». Находясь перед лицом социальной природы, («культуры» по Р. Барту), человек не столько вслушивается в естественный голос природы и слышит звучание истинных смыслов, сколько вибрацию гигантской машины, которой является человечество, «находящееся в процессе неустанного созидания смысла». Поэтическое изображение природы характерно в целом для украинской гуманитаристики. В ней, в результате мифологического отношения к природе, не человек определяет мыслительную картину природы, а сама природа врывается в его сознание.
Море, пляж и человек у Максима Финогеева мыслятся как закономерное целое. Фотографический проект «Черноморский раствор» является попыткой исследования проблем: персонального пространства людей, «отдыхающих» в пределах черноморского побережья (Одесса, Коблево, Батуми); трансформации – «растворения» во времени и пространстве системы ценностей, коллективной памяти; инволюционных процессов в культуре (этоса). Первая инсталляция проекта состоялась в Одессе в городской среде в районе пляжа «Отрада» в декабре 2015 г. Более ста фотографий (15х21) были прикреплены автором на внешних и внутренних поверхностях кабинок для переодевания и стали доступны для свободного осмотра горожанами и гостями города. Данный проект был создан в рамках курса «Концептуальная фотография с Романом Пятковкой» в 2015 г., организованного культурным фотографическим центром «PhotoCult». Он был впервые показан в коллективном выставочном проекте «Симуляция» участников курса в программе фестиваля «ГогольFest 2015».
22 февраля в 19:00 в гостиной Hub Odessa состоится творческая встреча автора с ценителями искусства фотографии.
Кураторы проекта: Наталья Чех, Дмитрий Банников.
Напомним, выставка Максима Финогеева стартовала 9 февраля и продлится до 25 февраля.