«Остановка времени» на Гогольфесте

В рамках ГОГОЛЬFEST‒2017 в 1-м павильоне на ВДНХ прошел спецпроект Школы современного искусства «Остановка времени» кураторства Виктории Бурлаки и Алисы Гришановой. По словам кураторов выставки, 80 процентов работ были созданы специально для масштабного проекта. Далее публикуем текст Виктории Бурлаки о выставке.

 

Остановка времени

 

К сожалению, очень кратко, всего два дня – 9 и 10-го сентября, длилась визуальная программа Гогольфеста на ВДНХ. «Остановка времени» – это выставка Школы современного искусства в ее рамках (1-й павильон). Она необычна по формату – хотя бы потому, что здесь пришлось «вырастить искусство» из необычного «сора» – из крашенных картонных коробок. Что соответствует основному тренду «одноразового» современного искусства – быстро сделали и быстро выбросили. Вряд ли стоит по этому поводу сокрушаться – какая жизнь, такое и искусство. Весь фасад первого павильона завален этими коробками – по замыслу Влада Троицкого, это хлипкий материал для создания Ковчега новых культурных ценностей. Они, к сожалению или к счастью, не вечны. Их существование превращается в миг. Почти исчезает. Вот об этом и говорят со зрителем художники.

 

Василий Равлюк. Красная дорожка

 

Попав в эти застывшие во времени, действительно величественные стены имперской архитектуры, почему-то сразу думается об этом – о том, что за его стенами бурлит совершенно другая, катастрофически быстрая жизнь. На чем построена кураторская концепция к проекта. Первый «всадник» нового апокалипсиса – ощущение потери чувства времени. Жить вне времени – это то, что больше всего пугает. Его не хватает ни на что. Утром просыпаешься с ощущением того, что день впереди бесконечен, вечером засыпаешь с мыслью – опять ничего не успел. И всегда это парализующее ощущение цейтнота – ты не успеешь, не стоит даже пытаться – ну как его выключить? Вся культура «вечных ценностей» создавалась во времени. Сложно представить жизнь в спокойном ритме, как это было когда-то возможным – жить, работать, творить размеренно, не спеша. Ощущение плавного течения времени сменяется ощущением его утраты, которое тоже, как ни странно, приятно – оно смакуется и возводится в культ.

 

Анна Пилипчук. Лабиринт

Антон Логов. Пейзаж

 

Жизнь прекрасна и быстротечна, поэтому ценен каждый момент пребывания здесь-и-сейчас – этим отнюдь не банальным позитивным мышлением «заряжены» работы Алексея Бурдия – живопись на огромных бумажных свитках, свисающих со стен. Этакие стоп-кадры счастья и гармонии: малыш с воздушным змеем, девочка на роликах, парящие над землей парашютисты, молящийся буддистский монах… По контрасту с эти праздником жизни рядом застывают минималистские бетонные пирамиды того же автора – монументы потерянному времени. Время – это основной рабочий материал современного искусства. Утраченные возможности, то, чего мы так и не решились сделать, мучает нас больше всего. Мы не хотим быть лузерами, прежде всего, в собственных глазах. Уou lose – время от времени нашептывает нам внутренний голос. Эти пораженческие настроения все-таки смело решился озвучить на «детских» раскрашенных кубиках в основе горы граффити-личин, «портретов современников» Стас Квитко. Его «декадансное искусство» – плод юношеского максимализма и тревожного самоощущение поколения. От слишком быстрого течения времени в реальности ненадолго можно укрыться среди книжных страниц – что попыталась сделать Анна Пилипчук. Ее лабиринт, оклеенный страницами энциклопедии 1973-го года, манит как стерильное убежище от житейских бурь. Другой вариант борьбы со временем и той ответственностью за собственную судьбу, которое оно на нас налагает, предлагает Алена Кирпа в соавторстве с Василием Равлюком – инсталляция «Перспектива» или «Карма толпы» – способ потерять себя, растворившись в других. На черных стенах белая толпа идет к священному омовению – в бесконечную перспективу «никуда». Тщеславие, амбиции – еще один способ убийства времени, его, так сказать, распятия. По «Красной дорожке» Василия Равлюка мы восходим к вершине креста. Если, походив по выставке вы устанете от злободневности, то абсолютно эстетская инсталляция Антона Логова «Пейзаж» станет моментом релакса и отдохновения, путешествием в воображаемом волшебном лесу, который художник собрал не только из коробок, но из «аутентичного» мебельного хлама, найденного на месте экспозиции…

 

Стас Квитко «В этой игре тебе не победить»

 

Потеря чувства времени – точка действительно больная, поэтому, вопрос исследуется художниками основательно и с пристрастием. С каждым годом оно летит все быстрее. Есть страшноватое определение – «всепоглощающая повседневность». Масса дел и духовная и интеллектуальная неудовлетворенность в сухом остатке. Ощутить бытие – это значит выпрыгнуть из жерновов повседневности, занять позицию отстраненного наблюдателя. Возможна ли сегодня такая vita contemplativа? Не жить, не проектировать будущее, но созерцать настоящую жизнь? Вопрос спорный…

 

Мария Прошковская и Андрей Лобов. Ковчег #1986101

Мария Прошковская. Лаборатория

 

Параллельно, на основной локации ГогольФеста, на третьем этаже ArkSquat, работал другой проект Школы – «Сквот. Мечты о прошлом и настоящем». Практика захватывания старых пустых зданий под снос художниками – казалось бы, давняя история, что-то из начала 1990-х, эпохи хаоса. Сквоты на Ленина и Парижской коммуны в свое время сделали героическую историю украинского трансавангарда. Пустая комната в запыленном сквоте – это и есть «башня слоновой кости» художника, место его уединения и творческой медитации. А коммуникация микросоциума сквота в целом породила новое направление в искусстве и коллективное видение творческих задач. Сегодня другое время и другая живопись, ушедшая в направлении постграффиттизма, другое искусство в целом... И мы предлагали художникам сделать своеобразную «историческую реконструкцию» уникального самоощущения резонанса с собой и другими, попытаться с одной стороны услышать себя, с другой – некие общие вибрации пространства. Не только физического, но эмоционального, ментального. Не только реального, но и виртуального пространства произведения, так как каждый художник в пространстве своей комнаты реализует свою мечту, выстраивает свой мир, в центре которого находится. Вспомним Лао-Цзы: «Не выходя из комнаты, ты можешь увидеть весь мир...» Или еще его же афоризм: «Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить». Мечта каждого – часть тотальной инсталляции, третьего этажа ArkSquat. Поскольку здание идет под снос, здесь сам собой возникает символический момент. Эти мечты – и личные, и коллективная разрушатся – но это лишь часть естественного потока событий...

 

Анна Роенко «Сфера»

 

Эти проекты – это еще один из последовательных шагов, которые мы осуществляем ради нашей основной миссии – социализации талантливых начинающих художников. Они становятся заметными игроками на украинской художественной сцене. После стадии обучения наступает стадия активного продвижения – и, надо признаться, что благодаря своему потенциалу и трудолюбию, они оправдали наши ожидания. С этими людьми приятно и интересно работать – это полноценный обмен идей и энергий. И кстати, набор в Школу современного искусства продолжается – с конца сентября стартует новый курс, который, я уверена, поможет открыть новые имена в украинском актуальном искусстве.