Открытие выставки «Унылое говно» (ФОТО)
В среду 18 мая в Галерее на Институтской (Институтская 22/7, кв.105) состоялось открытие выставки «Унылое говно» одесского райтера Арl315.
Куратор проекта Виктория Бурлака говорит о выставке следующее: "Живописные работы одесского райтера Арl- а315 – отображение достаточно критичного самоощущения среды. Это абсолютно адекватная, правильная критика – ведь сегодня остается критиковать только самое себя. Поток сознания искусства, подстегнутый немедикаментозными «антидепрессантами». Что бы там ни говорили оптимистичные рыночные аналитики, искусство переживает период «большой депрессии». Особенно, в плане поиска мотиваций к действию, не выражающихся в денежном эквиваленте. Идеи в катастрофическом дефиците. Переизбыток мыслей и ощущений уже ни для кого не есть стимулом. Все подстраивается под существующий запрос. Мысли и ощущения выдавливаются по капельке, строго дозировано, с определенной целью и в определенном формате. Художественная среда как генератор идей медленно, но верно распадается: с одной стороны, уходит в сеть, превращается в виртуальное комьюнити. С другой, ее съедает рынок. Он абсорбирует все, не только удобоваримое и красивое, приближенное к буржуазному вкусу. Трагизм (или, возможно, комизм) момента заключается в том, что рабский «потребительский вкус», по отношению к которому можно было быть в оппозиции, повзрослел и перерос самое себя. Он требует провокационного, раздражающего – всего того, что до недавнего времени считалось маркером критично настроенного искусства. Так что, критиковать его как источник консервативного сознания, уже не актуально. Свобода самовыражения становится рыночной ценностью, а рамки ее территории теперь ничем и никем не ограничиваются, она везде и нигде одновременно. Ясно, в конце концов, что это всего лишь иллюзия… Добьет ли осознание этого искусство окончательно? – вот в чем вопрос.
Какого цвета портрет поколения, среднестатистическое «унылое говно»? Наверняка – серого. Мы живем во времени вне оппозиций и контрастов. В чем убеждаешься, глядя как бойко сегодня система ассимилирует все девиантные, маргинальные направления, быстро превращает их в «свое-родное». Не успеваешь оглянуться, оппозиционное становится мейнстримным и модным – вот как тот же street-art… Чем «систему» завораживает творчество граффитчиков? Естественно тем, чего не хватает ей самой – внесистемностью мышления. Незамыленностью взгляда, «невыносимой легкостью бытия» и живописания. Тысячу раз «пережеванные» поллоковские приемы спонтанного разбрызгивания-разливания краски в «ортодоксальном» искусстве превратились в исчерпавший себя «обезьяний» прием. Но, если посмотреть на него с прямо противоположной точки зрения граффити-стилистики, то растекающиеся потоки краски выглядят по-другому – спонтанно и свежо. Месседж свободы жеста здесь себя еще не дискредитировал, он читается довольно убедительно, по крайней мере, не фальшиво. Искренность высказывания прочитывается еще и потому, что художник говорит не о высоких материях, а о банальном и повседневном, о своих отношениях с окружающими, которые сложно назвать комфортными. Эти ощущения вырастают из сора жизни, тревога, печаль, успех – кодовые слова. Дневник соприкосновений с реальностью, идущих пунктиром токсичных воспоминаний, «плевков в душу», которые нужно нейтрализовать. Запоминается, как правило, самое противное, вроде: «пришел Дима, обгадил унитаз...» Истории прописываются в «титрах» рядом с изображением. Вот картина памяти двух незнакомых персонажей, которые однажды как галлюцинация обнаружились в квартире поутру после попойки… Невольно проводишь параллели с методом «фотографической памяти» Нан Голдин, страдавшей амнезией. Для нее фотоаппарат стал протезом памяти. Чтобы окончательно не проваливаться в небытие, она фотографировала все происходящее вокруг… У Apl-a механизм психологической разгрузки действует в обратном направлении – слишком травмирующие реалии выводятся из подсознания методом высвечивания на экране картины. Что в очередной раз доказывает: искусство многофункционально, терапевтические цели в нем не обязательно противоречат эстетическим…"
Арl315 также является автором одной из обложек журнала ART UKRAINE.
Куратор Виктория Бурлака и куратор Мыстецького Арсенала Дарина Жолдак
Художники Никита Кадан и Владимир Кузнецов
Скульптор Александр Ледаговский
Художница Маша Павленко
Искусствовед Алексей Титаренко и Владимир Гойсман
Художник Александр Ройтбурд
Фото: Максим Белоусов