Проект – живописный цикл Александра Животкова «К вопросу о непальских тханках»

В рамках ART-KYIV сontemporary 2010 киевская галерея «Персона» и запорожская галерея «Ленин» представляют совместный проект – живописный цикл Александра Животкова «К вопросу о непальских тханках».

Куратор Олеся Авраменко о проекте:

 «К вопросу о непальских тханках» Александра Животкова. Приглашение к медитации

       Немыслимые скорости современного мира, коварная  распахнутость  информационного поля, бессмысленная перегруженность информацией и нередко жесткая  зависимость от нее не позволяют человеку оставаться с собой наедине даже тогда, когда он оказывается в одиночестве. Чтобы противостоять этому сегодня, нужна недюжинная сила воли и духа, и главное, осознание такой необходимости.

       Картины Александра Животкова — словно маяки для жаждущего уединиться, обратиться к себе, а через себя, возможно, и к силам высшим. Только свет этих «маяков» не внешний, не слепящий, он вбирает ваше внимание и взгляд в себя, отсекает все лишнее, приглушает шумы, сдерживает горячность, уравновешивает сердечный ритм и… начинает неспешный разговор очень простыми «словами».  Художник «выстраивает» свою живописную речь разнообразными непафосными способами — минимумом цветов, исполненных, однако, тонких градаций; обязательной фактурой, слепленной из несвойственных традиционной живописи бумаги, картона, пластика. Плоскости полотен несут напряжение взрывной силы и извергают фактуру, как вулканы, в одних работах; светятся прозрачной чистотой окошек в небо, как озера, – в других; бороздят извивистыми рытвинами, как старинные, протоптанные  пути-дороги, и расчерчивают землю практически в каждой. Картины дышат, пульсируют, трансформируются под пристальным  взглядом и все же обращаются к зрителю сдержанно и мудро. Архетипические символы постоянно проглядывают сквозь магму картины и наслоений тонов, смыслов и значений.

       Новый цикл картин Александра Животкова с названием, похожим на заголовок научно-исследовательской статьи — «К вопросу о непальских тханках» — возник в результате путешествий художника со своими единомышленниками в Непал, который расположился между Индией и Китаем, на дне когда-то бывшего здесь огромного горного озера. Именно здесь его поразили традиционные тибетские живописные изображения на тканях — тханки. Обычно монахи или специально посвященные для этого люди минеральными красками насыщенных ярких цветов изображают на тханках Будду или разнообразных Бодхисатв. Существует три школы написания этих буддийских икон для медитации: менри, карма-гадри, менсар. Однако пристальное внимание живописца привлекли старинные тханки в стиле менри (этот стиль сформировался раньше остальных, в 15 веке, и, кроме того, широко известен як аутентичный непальский).

       Александр Животков, как истинный художник,  коллекционируя заинтересовавшие его предметы, тщательно изучал их, медитировал, погружался в мудрую культуру и религию буддизма и творчески откликался на весь комплекс такого явления, как давние (а он собрал только старинные) ритуальные сакральные непальские изображения тханки. Так было положено начало новому циклу картин на тему путешествий в Непал, восхождения на вершины Гималаев,осмысления их могущественных энергий и откровений.

       Опыт молитвенной концентрации-обращения художника к православной иконе наслоился на культуру буддийской медитации. Однако в его картинах все не так как в тханках: там клеевые краски, печать на ткани, загрунтованной смесью мела и костного клея, тщательно затертой и отшлифованной, отчего поверхность становится, как зеркало (так там ее и называют). К тому же в тханках — суровый канон. В полотнах же Александра Животкова все вопреки, а результат, странным образом, сходный, правда, ориентированный на более широкого зрителя-созерцателя — медитация, сосредоточенность. Вмесие с тем возникает  непреложное понимание того, что автор добыл из сердца, из подсознания и воплощает постоянно на полотне некий Светлый образ – Божьей Матери, Мадонны, Прекрасной Дамы, Животворного начала…. Это изображение всегда светло яснеет в его густых по цвету, насыщенно темных, черно-коричневых картинах, — писанное жемчужно-серым, или выхваченое белым, или же контрастно очерченное светом…

       Что же объединяет эти картины с тханками, к которым у живописца столько вопросов? Очень просто — традиция передачи мистического опыта, известного, например, самому автору как христианину, благодаря общению с иконописью, а буддистам с тханками. По сути, речь идет об обращении художника к собственной неисчерпаемой сущности. И тханки в этом случае выступили камертоном, который ввел в добротный резонанс мысли и чувства художника, заставляя полотна «звучать» мощно, выразительно и завораживающе, «перехватив» у стиля менри подчеркнутую определенность форм, а у гандри — живую, трепетную линию, производящую впечатление объекта, слегка вынесенного в пространство.

       А еще в них всегда присутствует парафраз на священные тексты. Художник  делает собственные, дневниковые записи на работах, тем самым умозрительно превращая каждое мгновение человеческой жизни в священный миг. Надписи приобретают силу изображения, чарующего ритмизированного орнамента, вплетенного в композицию. Их можно читать, а можно воспринимать как узор.

       Феномен стремления зрелого человека явить миру, раскрыть, «озвучить» сокровенные глубины собственной души, исполненной сокровищ, собранных на протяжении длительного жизненного пути, не нов и очень понятен. Такое раскрытие, наверное, является смыслом деятельности каждого художника. Однако, не каждый творческий человек на это способен. Просто обнажить душу не трудно, а вот сделать так, чтобы в колодец твоей души хотелось заглянуть и черпать из него бесконечно — дело совсем иное. Кажется, Александр Животков пришел в живопись именно с миссией раскрытия  богатейших неизведанных глубин и духовных взлетов человеческой души.

Галерея «Персона» создана в 1998 году, арт-директор Елизавета Бельская, директор Сергей Опанасенко.         

ул. Василия Верховинца, 10,  Киев, Украина

тел.: +38 (068) 119 39 50, e-mail: persona-art@ukr.net; eliza-art@ukr.net,

www.persona-art.com.ua

Галерея «Lenin» основана в 2006 году, директор Юрий Баранник.

просп. Ленина, 193 (Площадь Ленина), Запорожье, Украина

тел.: +38 (067) 435 80 74,

е-mail: barlight@ya.ru, http://vkontakte.ru//club9805903, http://facebook.com/art-gallery_lenin