"Фупрематизм" как новый вид искусства
За последние несколько лет в Беларуси очень активно начал развиваться новый вид монументального городского искусства.
Сегодня среда белорусского искусства представляет собой «микс» художественных стилей и приемов. От классического реализма до концептуализма, от народного, национального стиля до космополитических конструкций абстракционизма. Фигуративное искусство сочетается с сюрреализмом, аллегорией, символом, абстракцией, соц- и поп-артом, рождая новые формы искусства на грани китча.
Олег Юшко. Implication. 2002-2007
Эта статья посвящается одному из удивительных явлений нашей современной жизни – фундаментальному супрематизму (сокращенно «фупрематизм»). Само явление с эстетической точки зрения тоже находится на грани разных категорий и явлений: эпического и безобразного, примитивного и фундаментального, профессионального и народного, комического и официального. Название родилось спонтанно, исходя из формальных признаков и масштабности явления.
Олег Юшко. Implication. 2002-2007
«Супрематизм» был придуман Казимиром Малевичем в 1910-е годы – это теория простых геометрических форм в искусстве. Изображение комбинируется из разноцветных плоскостей простейших очертаний, что образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции. «Фундаментальный» – из-за массового, народного характера и большого количества участников событий.
Заметить и проанализировать это явление удалось не сразу. Речь идет о вещах, которые мы видим каждый день и практически не замечаем. Вырванные из своего контекста и рассматриваемые вне его, как самостоятельные явления культуры, они приобретают бесконечное количество смыслов. Это принципы дадаизма, придуманные ещё в начале ХХ века Дюшаном, но хорошие идеи не бывают старыми.
Олег Юшко. Implication. 2002-2007
К белорусскому фундаментальному супрематическому искусству, к фупрематизму относятся абстрактные, в основном прямоугольные росписи архитектуру современных городов. Эти абстрактные фигуры появляются на стенах вследствие уничтожения «неприличных» надписей, граффити, следов творчества настенных графоманов. Цветовые решения фупрематических росписей очень разнообразны, они всегда «чуть-чуть» отличаются от основного цвета стены, существуют в широком тоновом спектре. Присутствуют подобные прямоугольнички и квадратики практически на каждом доме, здании и учреждении, а особенно в тех домах, в которых есть арки. В арках, находятся и создаются лучшие образцы фупрематических композиций, одна другую перекрывающих. Это «монументальное» искусство имеет абсолютно массовый, народный характер и подвижную, живую природу происхождения и существования. В условиях современной белорусской архитектуры, особенно последних 20 лет, когда экстерьерная роспись утратила своё существование, появилась имитация монументальной живописи в форме фупрематизма.
Денис Архипов. Арка по улице М.Богдановича, д 53 (ЖЭС-72).
В пространстве города фупрематизм давно стал повседневным, обыденным явлением. Мы, простые зрители и жители городов, постоянно наблюдаем смену шедевров современных «неизвестных художников ЖЕСов». Причем эти росписи санкционированы государством. Попробуйте добиться разрешения на экстерьерную роспись стены здания – это практически невозможно в современной белорусской ситуации. А на стенах домов постоянно появляются всё новые и новые геометрические фигуры. Об этом Малевич мог только мечтать, чтобы супрематизм захватил все площадки, улицы городов нового времени. Мог ли предвидеть художник, какие формы приобретет супрематизм? Не имея профессионального художественного образования, по долгу службы, необходимо нарисовать простейшую геометрическую фигуру на стене. Таким образом, появляются фупрематические четырехугольные композиции на стенах города. Это «общественно-значимое явление» – простейшая форма, в которой отражается современная ситуация в Беларуси. Эти фупрематические росписи – молчаливые свидетели демократии и свободы слова.
Денис Архипов. Арка по улице М.Богдановича, д 53 (ЖЭС-72).
Фундаментальный супрематизм – это распространенное явление, настоящий феномен современной культуры. Искусство, которое создается инкогнито, живет по законам незаметного, невидимого, партизанского движения. Рождается в незаметной борьбе противоположностей: потребность «неизвестного художник № 1» в выражении своих мыслей и мнений сталкивается с необходимостью «неизвестного художника № 2», который исполняет указания своего начальства, зашифровать и создать абстрактный знак, тайное послание (месседж) для всех остальных жителей города. Представьте, сколько неизвестных художников-фупрематистов живет только в Минске. Это массовое искусство, которое не нуждается ни в музеях, ни в галереях, ни в специальных журналах, да и стоит не слишком дорого. Идейным вдохновителем подобного может стать любой человек, поскольку фупрематизм – продукт коллективного бессознательного творчества.
Фундаментальный супрематизм – пример превращения элитарного в массовое. Супрематические идеи Малевича до сих пор непонятны обывателям. Секрет Черного Квадрата для многих необъясним и сейчас. А разноцветные квадраты и прямоугольники на стенах домов не вызывают вопросов. Это пример того, как супрематизм превращается в китч, в бытовое стандартизированное украшение, элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей, пример примитивизации и опошления.
Авторы идеи и концепции: Ольга и Денис Архиповы.
По материалам artaktivist.org