В рамках харьковской выставки «Навстречу Стране Восходящего Солнца» стартовала программа «Инклюзивный музей»
В рамках выставки «Навстречу Стране Восходящего Солнца: культура и искусство эпохи Мэйдзи», организованной Международным благотворительным фондом «Фонд Александра Фельдмана» в харьковской галерее «АВЭК» (с 1 июля), началась реализация специальной программы «Инклюзивный музей». Она направлена на приобщение к эстетическим ценностям людей с ограниченными возможностями.
Организаторы рассматривают выставку «Навстречу Стране Восходящего Солнца» как социально-культурный проект. Продолжая начатую несколько лет назад традицию приобщения украинской общественности к культурному достоянию Японии, она вместе с тем является выражением поддержки японского народа, пострадавшего недавно от разрушительного землетрясения и его последствий. Проект предусматривает знакомство зрителей с разными формами японской культуры, что, по мнению организаторов, способствует формированию целостного образа этой удивительной страны, развитию межкультурного диалога, реализации просветительской функции искусства.
На выставке представлено более 70 лучших образцов художественного литья и металлопластики Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912) из собрания Александра Фельдмана – The Feldman Collection. Основу экспозиции составляют небольшие скульптуры (окимоно) из бронзы и серебра, среди которых почетное место занимает «Мать, кормящая младенца» Удагавы Кадзуо, называемая также «Японской мадонной». Кроме того, представлены работы Масацуне Кимура, Ичиоки Шиуна, Такагавы Морицугу и других выдающихся мастеров, а также компании Мияо, которая в конце XIX века специализировалась на производстве декоративной скульптуры для европейских интерьеров.
Первая экскурсия в рамках программы «Инклюзивный музей» была организована 16 августа для группы детей и взрослых из Украинского общества слепых. Это определило специфику экскурсии, ведь основные характеристики объекта такой зритель познает тактильным способом (на ощупь) и здесь важно находить объяснение содержания произведения в пластических характеристиках – форме, объеме, фактуре, рельефе. Именно поэтому еще на стадии монтажа выставки часть скульптур (включая «Японскую мадонну») выставили в открытых витринах без стекла. Смешанная экскурсионная группа (слепые и слабовидящие, взрослые и дети) была разбита на микрогруппы, с которыми работали четыре экскурсовода. Слушая рассказ экскурсовода, посетители по очереди «осматривали» пальцами экспонаты, находящиеся в свободном доступе, задавали вопросы.
Последующие специальные экскурсии позволят познакомиться с японским искусством учащимся различных специализированных интернатов как Харькова, так и Харьковской области.
В последние годы во всем мире все большую популярность приобретают инклюзивные музейные программы, ориентированные на удовлетворение эстетических потребностей всех слоев населения. Появились первые тактильные музеи. В крупных музеях Европы предусмотрены специальные экскурсионные дни для людей с физическими недостатками. В ЮАР этим летом прошла уже третья международная конференция по эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями и музейным программам в частности. В Украине же сделан только первый шаг, который, возможно, станет прецедентом и для музеев, и для вузов, готовящих соответствующих специалистов.
feldmancollection.org