Винсент Ван Гог страдал дальтонизмом?

Недавно японский медик и поэт Кацунори Асада привлек внимание общественности и исследователей во всем мире, опубликовав в блоге статью, в которой говорится о том, что Ван Гог страдал цветовой слепотой, тем самым Асада поставил под сомнение его новаторство в живописи.

Статья Асады подкреплена исследованиями в Хоккайдо, где существует японская «Камера для тестирования цветового зрения». Это моделирующая программа, позволяющая получить цвет в таком виде, в каком его видят люди с различными видами дальтонизма. Когда Асада увидел там копии холстов художника, его осенило.

Картины Винсента Ван Гога, пишет Асада, в фильтрованном свете становятся лучше и естественнее. «Цветовое несоответствие и шероховатости линий ушли», - пишет ученый. «Каждая работа стала шедевром, с изысканными линиями и проработкой теней». 

Асада начал экспериментировать с программным обеспечением, симулирующим различные виды дальтонизма. Он выбрал параметр "недостаточное восприятие средней части цветового спектра", которое, по его ощущению, удачнее всего меняло работы Ван Гога. Это заболевание означало, что у Винсента Ван Гога было недостаточное воприятие рецепторов красного цвета. 

Слева: оригинал, справа: моделированное изображение

Отфильтрованные изображения Асады выглядят даже натуралистичнее оригиналов: вместо ярких цветов, которыми отличаются картины нидерландского художника, получились органичные цвета, которые плавно переходят друг в друга. В аргументации Асады есть вопросы, оставшиеся без ответов. Во-первых, версии полотен, которые он использует, не обязательно соответствуют действительности, ведь все трансформации происходят на цифровых экранах. Изображения Асады не самого высокого качества, и есть большая вероятность, что оригиналы выглядят совершенно иначе. Но также важным является и философская аргументация, которая оказывается вполне логичной - как можно доказать, что картины Ван Гога с помощью фильтра выглядят лучше?

Слева: оригинал, справа: моделированное изображение

Предположить, что провокативный художественный выбор был просто результатом заболевания, значит, полностью отрицать творчество художника. Цвета Ван Гога были созданы дисгармоничными; нетрадиционные сочетания были частью эстетики постимпрессионизма и фовизма. Или Поль Гоген и Андре Дерен тоже страдали от дальтонизма?

Подобная история напоминает дискуссию о том, как некоторые исследователи поставили под сомнение уникальность последних полотен Клода Моне, узнав что у него были проблемы со зрением и операции по удалению катаракты. Были ли эти художники пионерами в искусстве из-за своих природных особенностей, или стали ими, потому что были новаторами в своем восприятии и художественном вкусе? Последнее кажется более вероятным.

По материалам artinfo