Выставка Караваджо в Москве

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве проходит выставка Караваджо из собраний Италии и Ватикана, которая продлится до 19 февраля.


11 произведений гениального бунтаря и реформатора искусства Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) из собраний Италии и Ватикана стала кульминационным и завершающим событием Года Италии в России. Впервые в России и едва ли ни в первый раз за пределами Италии в одном выставочном пространстве представлено такое число произведений этого мастера, который решительно повлиял на развитие западноевропейского искусства Нового времени.


Одной из важнейших заслуг этого мастера было непосредственное обращение к явлениям реальной действительности, как самоценным объектам, и воплощение их в границах принципиально нового жанра живописи – жанровой картины, ярким примером которой является представленная на выставке работа «Юноша с корзиной фруктов», 1593, (Рим, Галерея Боргезе).


При всем интересе Караваджо к окружающей действительности, основной сферой творческого действия мастера оказался традиционный круг образов христианской мифологии в полотнах на религиозные сюжеты. Христианские произведения Караваджо объединяет общий эмоциональный тон, а именно   драматическая окраска образов. Она складывается уже в выборе сюжетов и их трактовке: сцены страстей и мученичества, образы отшельников-аскетов заметно выделяются.


Благодаря Караваджо в круг традиционных религиозных образов, окруженных ореолом пиетета, вторгается мир неприкрашенной, подчас самой грубой реальности, явленной зрителю с вызывающей, непререкаемой силой утверждения. Нигилизм Караваджо по отношению к традиционным формам воплощения религиозных образов оказался глубоко позитивным фактором не только в общем процессе формирования искусства наступающей эпохи, но также и в выработке новых типов картин культового назначения.


Полотно «Обращение Савла» (1600), из церкви Санта Мария дель Пополо, представленное на выставке, передает духовное прозрение человека и не случайно главным выразительным средством здесь становится свет, к которому простирает руки поверженный на землю Савл, будущий апостол Павел. Две картины Караваджо, демонстрируемые на выставке, посвящены образу Иоанна Крестителя. Это полотно «Иоанн Креститель» из собрания Капитолийских музеев Рима, и «Иоанн Креститель в пустыне» из Национальной галереи, находящейся в палаццо Корсини в Риме.

Своей высшей творческой зрелости Караваджо достигает к 1606 году, когда им было написано несколько монументальных полотен для наиболее известных римских церквей, в том числе и для собора Св. Петра. Одна из самых прославленных работ этого времени – произведение «Положение во гроб» (1606, Музеи Ватикана, Пинакотека), которое поражает правдивостью в передаче чувств и мощным драматическим накалом. Поздний период творчества Караваджо представлен на выставке несколькими полотнами, самыми выдающимися из которых следует признать написанные на Сицилии полотна «Поклонение пастухов» (1609) и «Мученичество св. Урсулы» (1610) из собрания итальянского Банка Интеза.

По материалам arts-museum