Особенности пленэра начала XXI века
В последний июльский день на крыше дома в одном из спальных районов Киева проходило необычное событие – урбанистический пленэр.
Живописная техника пленэра (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») появилась в начале XIX века в Англии и позднее пользовалась огромной популярностью у французских импрессионистов. Тогда внимание художников было сконцентрировано на изображении объектов при естественном свете и в естественных условиях. При этом свет и цвет приобретали самостоятельное значение, в то время, когда сам изображаемый объект часто не прорисовывался конкретно.
Пленэры практикуются и сегодня: украинские живописцы ежегодно отправляются на «Гурзуфские сезоны», «Каневские импресии» и прочие художественные слёты на открытом воздухе, подальше от городской суеты.
Необычность воскресного события заключается в том, каким образом была реализована идея пленэрной живописи в «каменных джунглях» городского пространства.
Художницы Ирина Костышина и Кристина Юн
Урбанистический пленэр продолжительностью в один день и последующая квартирная выставка – такой была задумка кураторов Оли Балашовой и Лизаветы Герман.
Художница Кристина Юн
Идея организовать такое мероприятие родилась неслучайно: в течение целого года в Национальной академии искусств и архитектуры каждую пятницу проходили лекции-беседы об искусстве XX века. Модераторами встреч выступали преподаватель академии, искусствовед Оля Балашова и искусствовед Лизавета Герман, которые и организовали пленэр-квартирник.
Художница Ирина Костышина
Лизавета Герман: «Мы подумали, что собрать вместе интересных нам художников, предложить им работу и взаимодействие с нами, друг с другом и необычной окружающей средой в течение одного летнего дня - это хорошая идея.
Своеобразное место и формат пленэра определяют магистральную тему всего проекта - город в его маргинальных проявлениях и модели взаимодействия в нем между людьми (в первую очередь, творческими). Будем работать и разговаривать, делиться опытом и обмениваться идеями. Мы хотим, чтобы коммуникативность и принципы равноправного интеллектуального участия стали основой нашего первого творческого эксперимента. Медиа, техника, жанр, направление - полностью на усмотрение художника. Единственное условие - идея должна быть воплощена в течение дня (в течение работы пленэра) и к вечеру иметь “выставочный” вид».
Художница Юля Тверитина
О том, какими будут результаты этого эксперимента, не знал никто, но в конечном итоге получился и импровизированный пленэр, и выставка, и вернисаж к ней. Не смотря на то, что мероприятие не носило серьёзный характер и понятия «куратор» и «выставка» здесь весьма условные, событие прошло «по всем правилам» и есть основания полагать, что было положено начало серии подобных пленэров.
Работа Алёны Науменко
Среди принимавших участие были молодые украинские художники Ирина Костышина, Алёна Науменко, Екатерина Бруевич, Юля Тверитина, Кристина Юн, Екатерина Очередько, Алина Якубенко, Никита Зигура и Наталья Шило. На "вернисаже" были замечены директор Фундации ЦСМ Катя Ботанова, куратор Люся Комарницкая и другие гости...
Художница Алёна Науменко за работой
Работа Ирины Костышиной
Работа Юли Тверитиной
Юля Тверитина за работой
Реалии современной урбанистической жизни
Юля Тверитина за работой
Художница Женя Чайковская за работой
Никита Зигура и Наталья Шило. Инсталляция "Надзиратель и Объект"
Куратор пленэра искусствовед Лиза Герман
Дизайнер журнала ART UKRAINE Саша Юдашкин
Екатерина Очередько. "Позняки"
Работа Кристины Юн
Работа Алёны Науменко
Работа Екатерины Бруевич
Работа Екатерины Бруевич
Алёна Науменко пишет портрет Лизы Герман
Директор Фундации ЦСМ Катя Ботанова
Основатель кураторской группы Kadygrob & Taylor Art Projects Катерина Тейлор и искусствовед Лиза Герман
Искусствовед Оля Балашова и директор Фундации ЦСМ Катя Ботанова
Куратор Люся Комарницкая и художница Ирина Костышина
Фото: Ася Баздырева, Катерина Бруевич
Ася Баздырева